Семинар-практикум для воспитателей «Красивая речь слаще мёда»

09.03.2022

Цель: повышение культуры речи как один из путей профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

 

Задачи:

 

Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;

Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Вызвать интерес у педагогов к коррекционной работе с детьми.

 

План проведения семинара-практикума:

I. Вступительное слово «Требования к качеству речи педагога ДОУ".

II. Практикум «Грамоте учиться - всегда пригодится».

III. Рефлексия.

 

 

I.Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что»вместо «што»«его» вместо «ево»);

произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

неправильное ударение в словах;

монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!»«Катенька, убери чашечку со столика!»);

засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

копирование речи малышей, «сюсюканье»;

использование в речи слов, непонятных детям, без уточнения их значения и т. д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

II. Практикум "Грамоте учиться - всегда пригодиться».

Педагоги выбирают смайлики разных цветов (красный, желтый) и рассаживаются в соответствии с выбранными смайликами (две команды).Хочу такой сайт

Для проведения практикума, нам необходимо выбрать жюри.

Прежде, чем учить детей быть грамотными, то есть быть успешными в нашем современном мире, мы должны сами быть образцом для подражания.

Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Итак, приступим к первому заданию.

1. Грамматическая правильность.

1.1. Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай (те); бежать – беги (те); сесть – сядь (те); лечь – ляг (те).

1.2. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

1.3. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони, (вишни, (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

2. Орфоэпическая правильность.

2.1. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, эксперт, свёкла (свёкол, обеспечение.

2.2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: блин, торт (торты, бант (банты, гусь.

2.3 Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

3. Лексика

3.1. Исправить предложение:

 

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

 

4. «Пойми меня» (видео с детьми)

Дети описывают предмет или событие, педагоги отгадывают.

5. Инсценировка пословиц

Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:

У страха глаза велики.

Пуганая ворона куста боится.

У нашего Трошки задрожали ножки.

Пугается, как заяц на ветру.

Прячется, как лягушка в камышах.

6. Современные слова

Подберите синонимы к словам: бесит, прикольно, невероятный, восхищение, красивый, круто.

 

III. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

 

О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нем кладезь мудрости вековой.

В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказыванием великих людей о речи (приложение)

 

 Литература:

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

 

Приложение

 

Высказывания великих людей о речи

 

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).

 

Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.

 

 Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит потому, что место, слушатель и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла. Б. Паскаль

 

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя. М.Монтень

 

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А.П.Чехов).

 

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Из «Книги притчей Соломоновых»

 

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. Наполеон

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».