Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Деревья родного края»

26.12.2022

Цель: формирование патриотических  чувств.

 

Образовательные задачи:

1.    Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
2.    Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

 

Развивающие задачи:

1.    Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
2.    Развивать связную речь у детей.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2.    Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3.     Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

1.    наблюдения за живой природой на прогулке;
2.    разучивание стихов о природе;
3.    наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
4.    чтение литературы природоведческого характера;
5.    рассматривание иллюстраций о лесе;
6.    знакомство с Красной книгой Красноярского края.

 

Словарная работа:

береза, осина, ель, сосна;
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;
хвойный лес, лиственный лес;
белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

1.    ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
2.    иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
3.    хвоя сосны и ели в тарелочках;
4.    шишки сосны и ели в контейнерах;
5.    иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
6.    мяч для игры;
7.    раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

 

Ход занятия

1 часть.

Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
        Воспитатель.
Ребята, куда это мы с вами попали?
        Дети. В лес.
        Воспитатель.  Почему вы решили, что это лес?
        Дети. Птицы поют, вокруг много деревьев.

        Воспитатель. Лесной Дедушка Кежмарь пригласил нас в свои владения.

«Здравствуй, лес, зеленый лес, полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.


        Воспитатель. Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:  
                 «Нам в дождь и зной поможет друг,
                   Зеленый и хороший,
                   Протянет нам десятки рук

           И тысячи ладошек».      (Дерево)

        Воспитатель. А сейчас поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.

Проводится играХочу такой сайт

 

Воспитатель. Чем похожи все деревья между собой?
        Дети. У них есть ствол, ветви, листья, корни.
        Воспитатель.  Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Красноярском крае. Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

2 часть.

        Воспитатель.  Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
       «Русская красавица
       Стоит на поляне,
       В зеленой кофточке
       В белом сарафане».    

Дети.  Береза
        Воспитатель. Правильно, это береза. Давайте подойдем к ней и поздороваемся, скажем. Какая она красивая, белая, нежная, стройная. Кто из вас скажет больше добрых, красивых слов о березе?

Дети называют добрые слова о березе.

        Воспитатель.  А кто из вас знает подружку березы? 

Дети. Осина.
        Воспитатель. Послушайте загадку:
                  «Если дунет ветерок,
                    Задрожит ее листок.
                    Ветерок совсем не сильный,
                    Но дрожит листок…».      
        Дети. Осины
        Воспитатель. Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
        Дети. У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
        Воспитатель.  Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
        Дети.  БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
        Воспитатель. Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.
 Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?

(Варианты детских ответов).
        Воспитатель.  Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
        Чем еще отличаются эти  деревья?  Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
        Дети. Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
        Воспитатель. Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
        Дети.  У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
        Воспитатель. Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
        Дети. Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
        Воспитатель. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Дети повторяют
        Воспитатель. Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
        Повторите это новое слово.
        Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.
(Из книги «Лесная  мозаика»)
        Воспитатель.
Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
        Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
        Дети. На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.    (Руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.              (Наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.                      (Руки вверх, помахать ими).

3 часть.

Воспитатель. Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

Какие деревья  растут в хвойном лесу?
        Дети. Сосны, ели.
        Воспитатель.  Кто знает загадку про ель и сосну?
        Дети. «Зимой и летом одним цветом».
        Воспитатель. Почему эти деревья стоят зеленые?
        Дети. Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
        Воспитатель. Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.  Что вы можете рассказать о ёлочке?
        Дети. Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

        Воспитатель. Какой ствол у сосны?
        Дети. Светлый, золотистый.  Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Воспитатель. Сосну называют золотой ангарской древесиной, когда говорят о богатствах нашего края. Пиломатериалы из Ангарской сосны ценятся в мире на вес золота.
        Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
        Чем они похожи?
        Дети. Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
        Ребенок. «Даже елки мы вначале
                           От сосны не отличали:
                           Раз растут иголочки,
                           Значит, это елочки.
                           А когда на ветку ели
                           Мы поближе поглядели,
                           Оказалось, что она
                           Не такая как сосна».
        Воспитатель. Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
        Дети. Иголочками.
        Воспитатель. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
 Скажите, почему хвойный лес так называется?  Какие хвоинки у сосны?
        Дети. Длинные, мягкие, светлые.
        Воспитатель. А у ели?
        Дети. Короткие, колючие, темные.
        Воспитатель. Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
        Дети. Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
        Воспитатель. Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

 Какие шишки  у ели?
        Дети. Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
        Воспитатель. Что вы расскажете про сосновые шишки?
        Дети. Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
        Воспитатель. Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

4 часть.

        Воспитатель. Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
 На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес. 

 (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

5 часть.

        Воспитатель. Красивы леса Красноярского края в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов)


        Воспитатель. Какие  краски использовал художник в зимнем лесу?
        Дети. Синие, белые, голубые.
        Воспитатель. В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
        Дети. В красный, желтый, коричневый, золотой.
        Воспитатель. Как сберечь такую красоту?
        Дети. Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.                              
        Воспитатель. «- Ты чего скрипишь, береза?
                                   - Стынут корни от мороза.
                                   - Ты чего вся побелела,
                                     Прячешь ветки в кружева?
                                   - Я совсем заледенела.
                                     Но не бойся,…я жива».

Воспитатель. Вспомните, чем дорог нам лес?

Ответы детей

        Воспитатель. Ребята, от нас с вами зависит будут ли расти красивые деревья  в лесах и  парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Красноярского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
        Ребенок. «Мне по нраву только тот,
                   Мир лесной кто бережет,
                   Тот, кто веток не сломает,
                   Тот, кто птичку не спугнет,
                   Мухомор сшибать не станет,
                   И костер не разведет,
                   Кто всегда, всегда в лесу
                   Уважает тишину».

Ребенок. «Лес дремучий, до свиданья!

                   Ты расти на радость людям

                   Мы дружить с тобою будем,

                   Добрый лес, могучий лес

                   Полон сказок и чудес!


                 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».