Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

26.12.2022

Цель: познакомить детей со звуками Ф, Ф’, буквой Ф;

Задачи:

- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;

совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый;

совершенствовать навык определять место звука в словах (в начале, середине или конце слова);

познакомить с буквой Ф;

закреплять умения составлять схему предложения;

 

- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;

развивать фонематический слух;

развивать графо-моторные навыки;

совершенствовать умения рассуждать, четко выражая свои мысли.

 

- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;

воспитывать умение слушать друг друга.

 

Оборудование: фишки синего и зеленого цветов, картинки – отгадки, разрезные картинки, цветные бусины.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

В: Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь друзья.

Дети:  любим мы свой детский сад

            В нем полным - полно ребят

            Может 100, а может 200.

            Хорошо, когда мы вместе.

- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, увидела около двери  посылку, на которой не было обратного адреса. Я взяла ее и занесла в группу. Как вы думаете, кто мог ее прислать? (Ответы детей)

- Посмотрите, на посылке нарисованы какие-то предметы, как вы думаете, кому могут принадлежать эти предметы?  (Фокуснику).

- Молодцы. А вот и сам фокусник (на обратной стороне посылки картинка фокусника)

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней находится. (Открываем посылку и находим в ней письмо и шляпу волшебника)

- Письмо и волшебная шляпа. Сейчас я прочитаю вам письмо :

«Дорогие ребята! Я приготовил для вас сюрприз. Он находится в волшебной шляпе»

- Давайте посмотрим, что же там находится? Странно, это фантики. (В шляпе лежат фантики от конфет) .

- Надо прочитать письмо дальше, может фокусник объяснит нам, почему в шляпе фантики, а не сюрприз?

-«В шляпе лежат фантики от конфет, но если вы будете работать на занятии, выполнять все задания, то произойдет чудо.

Желаю вам удачи. Фокусник Фима».

Дети проходят и садятся за столы

II. Основная часть: задания

- Ну что ребята, посмотрим, какие нам приготовил задания Фокусник Фима? (достаем из посылки карточку с 1 заданием)

1 Работа со звуками.

Вот вам 1 задание: угадайте, какой звук слышится в начале слова «ФАНТИК».

- Правильно, звук Ф. Дайте характеристику этому звуку.

- Гласный или согласный, твердый или мягкий

- Каким цветом мы будем обозначать звук Ф? (Синим)

-Почему?

 

-Молодцы! Скажите, пожалуйста, кто запомнил как зовут фокусника? (ФИМА)

-Правильно. А с какого звука начинается его имя?

-Правильно со звука Ф’. Дайте характеристику этому звуку (Согласный, мягкий)

-Каким цветом будем обозначать звук Ф’? (зеленым)

-Почему?

- Молодцы!

 

2 задание. А сейчас Фокусник Фима предлагает вам поиграть в игру     «Угадай, какой звук» (определение твердости - мягкости )

 

- я буду вам называть слоги, а затем слова, а вы будете поднимать синюю карточку, если услышите звук Ф, зеленую карточку, если услышите звук Ф’

– Слоги: фа, фя, фы, фи, уф, юф

– Слова: фантик, фен, фунтик, филин, фартук, фонтан, фикус, фарфор, конфета, фрак.

3 задание. Попробуйте отгадать загадки, а в словах - отгадках

постарайтесь найти  и назвать место нахождения звуков Ф и Ф’

в начале, в середине, или в конце слова).

 (Дети отгадывают загадки, определяют место звуков Ф, Ф’ в слове

в начале, в середине, в конце).

После того, как дети отгадают загадку, воспитатель показывает картинку - отгадку

В парке, в летнюю жару,

Воду льёт на детвору.

Брызги веером летят.

Не найти сухих ребят!

Это, что за хулиган!

Как зовут его? (Фонтан) .

 

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет (фея)

 

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет (фотоаппарат)

 

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках … (жираф) .Хочу такой сайт

 

Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - (фигуристы)

 

Он стоит на перекрёстках,

Светит для детей и взрослых.

Тот, кто плохо его знает,

На дороге пострадает!

У него всего три цвета.

Светит он для всей планеты.

Он машин решает спор,

Всем знакомый (светофор) .

 

- Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

- А сейчас Фокусник предлагает вам немного отдохнуть.

4. Физминутка.

 

Мы ногами топ – топ

Мы руками хлоп – хлоп

Мы глазами миг- миг

Мы плечами чик – чик

Раз туда, два сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора

 

5 задание. Игра «Собери картинку» (Знакомство с буквой Ф)

               ( на столах лежат разрезные картинки с буквой Ф)

- ребята, Фокусник предлагает собрать разрезные картинки и посмотреть, что у вас получилось (буква Ф)

- правильно

-Звуки Ф и Ф’обозначаются буквой Ф. Посмотрите на эту букву. Как вы думаете, на что она похожа? (ответы детей)

Буква Ф надула щёки,

Нос задрала, руки - в боки!

Ничего себе! Однако!

Эта Буква - задавака!

– Давайте вспомним правило: букву – видим и пишем, звук слышим и произносим

- Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком еще другой.

Теперь, старайся, мой дружок,

Их разделить прямой чертой.     Показ на доске.

 

- Сейчас Фокусник предлагает вам написать букву Ф, но не в тетради, а

 изобразить новую букву другим способом, ну, например, выложить букву камешками.

- Молодцы, и с этим заданием вы справились

 

6 задание  (Работа с предложением )

- ребята, а  как вы думаете, Что может делать фокусник? (Показывать фокусы)

-Послушайте, что я сейчас скажу: Фокусник показывает фокусы. (Предложение)

- А что мы знаем про предложения? (Предложение состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.)

- разбор предложения (какое слово первое, второе, третье)

- Молодцы, составьте схему предложения (работа у доски)

Фокусник предлагает нам оживить предложение (вызвать желающих детей обыграть предложение)

III. Итог.

- С какими звуками мы познакомились, расскажите о них.

-Какой буквой они обозначаются. Давайте вспомним правило: буквы мы (читаем и пишем). А звуки… (слышим и произносим).

-Ну а сейчас посмотрим, произошло у нас чудо или нет, о котором говорил фокусник Фима.

Из шляпы появляется мешочек со сладостями.

-Ребята. Посмотрите, мы с вами выполнили все задания фокусника, и произошло превращение фантиков в конфеты.

- Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Давайте скажем «Спасибо! » фокуснику. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИСЬМО

 

«Дорогие ребята! Я приготовил для вас сюрприз. Он находится в волшебной шляпе»

- Давайте посмотрим, что же там находится? Странно, это фантики. (В шляпе лежат фантики от конфет) .

- Надо прочитать письмо дальше, может фокусник объяснит нам, почему в шляпе фантики, а не сюрприз?

-«В шляпе лежат фантики от конфет, но если вы будете работать на занятии, выполнять все задания, то произойдет чудо.

Желаю вам удачи. Фокусник Фима».

                     

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».