10.02.2023
Родительское
собрание
в
подготовительной группе
на тему:
« Воспитание
добротой»
Подготовила:
старший
воспитатель
Леонтьева Л.В.
Задачи: осуществлять
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;
Реализовывать
единый подход в воспитании детей в семье и в детском саду, согласовывать
действия по преодолению трудностей.
Ход собрания
Добрый
вечер, уважаемые родители! Мы рады вас всех видеть!
У
вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло
своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же,
улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить
настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам,
которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
(Психологическая
разминка «УЛЫБКА»)
Наше
родительское собрание хочется начать со
слов М. Пришвина: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все
хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».
(М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем
дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как
и когда она складывается у детей?
Сегодня на нашем родительском собрании мы с вами об этом поговорим. Одним из важнейших условий успешного развития
нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой,
доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их
постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному
развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со
взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве
ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое
настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно
сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так
необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.
Чтобы
воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это
непонимание широко выражается в равнодушии
и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают
смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх
и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.
Наказывать или
прощать?
Нередко
мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с
которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть
последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что
ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый
непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку.
Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «
родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их
здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать
права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью;
воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее
человеческое достоинство обращение».
Недопустимы,
даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «
теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые
постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не
замечает.
Не
разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он
отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не
можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время
разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства,
раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.
Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в
ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Не
оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по
какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а
объясните причину отказа.
Никогда
не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки
взрослых.
Не
отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой»
порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
Обязательно
объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако
если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд
ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.
Не
стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед
другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок
может не осознавая, ответить тем же.
Не
ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по
группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
Что эффективнее
– похвала или наказание?
Практика
показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли
тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на
проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без
поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала
стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания
иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства
детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь
провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию
позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются
за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения
взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то
результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.
(Раздать
памятки « Искусство наказывать и прощать» Приложение 1)
Доброта
- это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу
и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не
требующих вознаграждения.
.
И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Задача
родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и
доброты, милосердия и взаимопомощи.
Общаясь
с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
(Объявить
результаты анкетирования «О способах воспитания» Приложение 2)
Упражнение
«Мудрые правила»
(цветок с разноцветными лепестками, на каждом из
которых написано правило для родителей Приложение 3).
Сейчас,
я предлагаю вам взять по одному листочку и про себя прочитать написанные
правила. (Читают).
·
Дети
учатся у жизни.
·
Если
ребенка критикуют, он учится ненавидеть.
·
Если
ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
·
Ребенка
высмеивают, он становится замкнутым.
·
Ребенок
растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
·
Ребенок
растет в терпимости, он учится понимать других.
·
Ребенка
хвалят, он учится быть благородным.
·
Ребенок
растет в честности, он учится быть справедливым.
·
Ребенок
растет в безопасности, он учится верить в людей.
·
Ребенка
поддерживают, он учится ценить себя.
·
Ребенок
живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Теперь
давайте, прочитаем их по очереди вслух (читаем).
Вы согласны с тем, что тут написано. С нашей встречи, каждый из вас заберет с
собой эти правила домой и постарается их придерживаться в воспитании своих
детей.
Приложение
1
Памятка
«Искусство
наказывать и прощать»
1.
Чаще
хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи,
вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2.
Чтобы
ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
3.
Не
создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы
что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4.
Запреты
всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5.
Воинственность
ребенка можно погасить своим спокойствием.
6.
Не
ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7.
Попытайтесь
понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
8.
Если
есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
9.
Помните,
что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- Нарочитое
непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- Проказы
свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- Упрямство
– свидетельство желания быть независимым;
- Агрессия
– ребенок ищет способ самозащиты;
- Суета,
беготня – ребенок дает выход энергии.
Приложение
2
Анкета «О
способах воспитания»
Уважаемые родители!
Для
подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников
просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме
собрания.
1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас
переживать из-за своего плохого поведения?
А.
Да, часто.
Б.
Нет, изредка.
В.
Никогда.
2.Использует ли ваш ребенок физическую
силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А.
Да, часто.
Б.
Бывает, но в крайних ситуациях.
В.
Не знаю о таких ситуациях.
3.Как ваш ребенок реагирует на замечания
взрослых?
А.
Никак не реагирует.
Б.
Старается исправить ситуацию.
В.
Агрессивно.
4.Умеет ли ваш ребенок сопереживать
животным, сказочным персонажам?
А.
Да.
Б.
Отчасти.
В.
Нет.
5.Под влиянием каких воспитательных мер
ваш ребенок изменяет свое поведение?
А.
Угрозы физического наказания.
Б.
Беседы о плохом поведении.
В.
Обещание подарков за хорошее поведение.
6.Какие методы воспитания из перечисленных
ниже вы считаете самыми эффективными?
А.
Физическое наказание.
Б.
Воспитание на положительных примерах.
В.
Лишение развлечений и подарков.
7.Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А.
Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б.
Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения
ребенка, вызывают чувство протеста.
В.
Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за
сотрудничество!
Приложение 3
·
Дети учатся у жизни.
·
Если ребенка критикуют, он учится
ненавидеть.
·
Если ребенок живет во вражде, он учится
быть агрессивным.
·
Ребенка высмеивают, он становится
замкнуты
·
Ребенок
растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
·
Ребенок
растет в терпимости, он учится понимать других.
·
Ребенка
хвалят, он учится быть благородным.
·
Ребенок
растет в честности, он учится быть справедливым.
·
Ребенок
растет в безопасности, он учится верить в людей.
·
Ребенка
поддерживают, он учится ценить себя.
·
Ребенок
живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Анализ анкетирования родителей «О способах воспитания» к родительскому собранию «Воспитание добротой»
Дата
анкетирования – 21.11. 2021
В
анкетировании приняли участие 19 родителей
1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас
переживать из-за своего плохого поведения?
А.
Да, часто – 14 (%)
Б.
Нет, изредка – 69 (%)
В.
Никогда – 17 (%)
2.Использует ли ваш ребенок физическую
силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А.
Да, часто – 7 (%)
Б.
Бывает, но в крайних ситуациях – 34 (%)
В.
Не знаю о таких ситуациях – 59 (%)
3.Как ваш ребенок реагирует на замечания
взрослых?
А.
Никак не реагирует – 14 (%)
Б.
Старается исправить ситуацию – 79 (%)
В.
Агрессивно – 7 (%)
4.Умеет ли ваш ребенок сопереживать
животным, сказочным персонажам?
А.
Да – 100 (%)
Б.
Отчасти
В.
Нет
5.Под влиянием каких воспитательных мер
ваш ребенок изменяет свое поведение?
А.
Угрозы физического наказания – 14 (%)
Б.
Беседы о плохом поведении – 79 (%)
В.
Обещание подарков за хорошее поведение – 7 (%)
6.Какие методы воспитания из перечисленных
ниже вы считаете самыми эффективными?
А.
Физическое наказание – 14 (%)
Б.
Воспитание на положительных примерах – 72 (%)
В.
Лишение развлечений и подарков – 14 (%)
7.Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А.
Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его – 7 (%)
Б.
Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения
ребенка, вызывают чувство протеста – 86 (%)
В.
Негативные реакции надо подавлять для его же пользы – 7 (%)