14.12.2022
Выступление на педсовете. «Использование технологии «утренний круг»
для успешной социализации детей
дошкольного возраста»
Цель: сформировать у педагогов
представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации
и проведения утреннего и вечернего круга.
2. Познакомить с принципами
и методами взаимодействие воспитателя с детьми в течение дня.
3. Дать возможность
применить полученные знания на практике дочка
Тема семинара обусловлена апробацией образовательные программы в разделе «Утренний и вечерний круг».
Введение: дети
самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия:
это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального
инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и так далее, это могут
быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определённого цвета колпачка на
лампе и так далее).
Для плодотворного
обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается
спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенной
период времени. Дети по кругу передают
друг другу какой-нибудь предмет, (мячик колокольчик, ракушку, камешек) во время
ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же
месте, так как дети через 2–3 месяца привыкают.
Современные дети живут в
сложных социокультурных условиях
чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации,
изолированность ребенка в семье. Социальные психологи
утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное
определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем
возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам,
правилам и ценностям социума-одно
из главных условий жизни ребёнка в обществе, а также личной готовности ребенка
к школе.
ДОО - единственное место,
где дети могут без опасения проявлять
свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать разновозрастным детским
коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в
состоянии.
Цель проведения кругов: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию
поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность—качество,
необходимые не только для успешной адаптации
и обучение в школе, но и для жизни современном обществе.
Задачи:
·
сплочение детского коллектива;
·
формирование умение слушать и понимать друг друга;
·
формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
·
обсуждение планов на день, неделю, месяц;
·
развитие умение выражать свои чувства и переживания публично;
·
привлечение родителей к жизни детей
в ДОО.
В нашем детском саду,
начиная со 2 младшей группы, реализуется основная образовательная программа «От
рождения до школы» , выпущенная под редакцией Н. Е. Вераксы.
В методическое обеспечение
программы включено методическое пособие старшего научного сотрудника
Института социологии РАН
РФ Натальи Петровны Гришаевой « Современные технологии эффективной социализация ребенка в дошкольной образовательной
организации».
Она разработала новые технологии социализация ребенка дошкольника,
позволяющие эффективно сформировать и развить у него самостоятельность,
инициативность, саморегуляция поведения, ответственность - те качества, которые
необходимо для успешной адаптации, обучение в школе, а также для жизни в
современном обществе
основные идеи и технологии
«Рефлексивный круг» проводится каждый день утром
и вечером. Утренний перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе.
Вечерний во 2 половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает
от 5 до 20 минут (с 08:40 до 9:00, в старшем от 10 до 20 минут (с 08:30 до 8
50).
Утренний круг.
Проводится форме развивающего общения (диалога).
цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить
планы, проблемы, договориться о правилах.
Задачи:
·
Планирование. (обсуждение планов, реализация совместных дел)
·
Информационные. (новости)
·
Проблемные ситуации. (предложить темы для обсуждения)
·
Развивающий диалог. (вести дискуссию, направлять, не давать прямых
объяснений готовых ответов)
·
Детское сообщество. (Быть внимательными друг другу, дружить, создавать
положительный эмоциональный настрой)
·
Навыки общения. (Учить культуре диалога)
·
Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим, и бойким, и лидерам)
Пример проведения утреннего круга на практике.
Я предлагаю вам сесть
в круг и
поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка
способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной
раскованности.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам как важно в
жизни,
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Вы готовы к
общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом,
наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки руки поднимают к солнцу,
делают вдох, руки направляет в центр круга- выдох). молодцы! Вы почувствовали
это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у
всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент
друг другу. (Мы высказываемся). после высказываний предложить детям выбрать
цветную ленточку, соответствующею настроению.
Вечерний круг
Проводится в форме
рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать
свои поступки и поступки сверстников.
·
Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день)
·
Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в
течение дня, повести к самостоятельному решению).
·
Развивающий диалог. (Предложить тему соответствии с программой).
·
Детская сообщества. (Дружить, быть внимательными создавать положительный
настрой).
·
Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют
обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится ещё раз, сразу после происшествия. Для
Плодотворного обсуждения создаётся благоприятный психологический настрой.
Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на
определённый период времени. Дети по кругу передают друг другу какую нибудь
предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос.
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же
месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и
сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во
время «Ежедневного круга»,
можно распределить на несколько тем.
Например: «Чем
ты сегодня будешь заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе
вчера?», «Что делать если хочется подраться?», «Почему не удаётся соблюдать
правила?», «Как вы думаете кого можно назвать добрым?» и многие другие на
усмотрение воспитателя. Вопросы по «ситуации месяца».
Для того чтобы, обсуждение
проходило эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой:
включить медитативную музыку (Желательно одну и ту же на определённый период
времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился
всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают
обсуждать свои проблемы кругу и сами в без присутствия воспитателя пользуются
этой технологией для обсуждения своих проблем.
Пример. Можно уточнить и
закрепить знания о том:
·
какой день недели сегодня какое число какой день недели завтра
·
какая часть суток сейчас?
·
что вы делаете в это время в ДОУ?
·
что делают в это время ваши близкие?
·
что интересного сегодня вы узнали, чем занимались?
·
как выполнили свою работу?
·
какие новые слова узнали?
·
составление рассказов по опорным словам.
Проводится различные
рефлексивный игры на разные темы.
Пример проведение вечернего круга на практике.
Все дети становятся в круг,
затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки
по кругу каждый должен
сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого все дети садятся
на ковёр и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задаёт вопросы по теме
прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку тому ребенку которая хочет
высказаться. В конце нашего круга ребята
рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование
Педагогом предлагается
разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю с учётом
возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Например, разберем тему: «Мой
дом-детский сад»
Вопросы могут быть
следующими:
·
где находится мой детский сад?
·
кто в нем работает? что они делают?
·
как я могу им помочь и как отблагодарить?
·
кого можно считать своим другом?
·
есть ли у тебя друзья?
·
как можно утешить друга?
·
как можно помириться если поссорился?
·
какие у нас правила в группе какие правила ты готов выполнять, а какие нет,
почему?
·
как поступить с теми, кто правила нарушает?
·
какие правила ты знаешь?
Основные приёмы работы
состоят в следующем:
·
создание трансформируемой Развивающий предметной среды;
·
трансляция семьи участниками образовательного процесса значимых образцом
социального поведения;
·
регулярная проведение специально организованных мероприятий для развития
саморегуляции поведения детей;
·
создание эффективной технологии включение родителей совместную с детьми
социально значимую деятельность.
Результативность технологии
инновационная технология «утренний и вечерний круг»
позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с
заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью. В контактах со сверстниками и
малознакомыми людьми.
Проведение имитационного
круга (педагогами)
В конце семинара педагогов
собирают в круг и задают вопрос или предлагают ситуацию, после чего воспитатели
должны выбрать свое отношение к вопросу или ситуации, выбрать камень чёрного
цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь). затем начинается обсуждение
какой камень был выбран и по какой причине. Улыбнулись? Значит, вы готовы к
общению. Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? как много
интересных ответов. (Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет
людей.). после этого проводится рефлексивная игра, в которой воспитателя по
очереди передают друг другу смайлик и говорят приятные слова.
Рефлексия
Предварительно, слушателям
семинара раздаются карточки с изображением зеленого, улыбающегося смайлика,
нравится, буду использовать своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду
использовать частично, красного расстроенного смайлика, не нравится, не буду
использовать.