Обобщение и представление опыта.

14.12.2022

      

 Выступление на педсовете. «Использование технологии «утренний  круг»

для успешной социализации детей дошкольного возраста»

 

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.

Задачи:

1.     Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2.     Познакомить с принципами и методами взаимодействие воспитателя с детьми в течение дня.

3.     Дать возможность применить полученные знания на практике дочка

Тема семинара обусловлена апробацией образовательные программы в разделе «Утренний и вечерний круг».

        Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и так далее, это могут быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определённого цвета колпачка на лампе и так далее).

        Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенной период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2–3 месяца привыкают.

        Современные дети живут в сложных социокультурных условиях чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума-одно из главных условий жизни ребёнка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

        ДОО - единственное место, где дети могут без  опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.

        Цель проведения кругов: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность—качество, необходимые не только для успешной адаптации и обучение в школе, но и для жизни современном обществе.

        Задачи:

·         сплочение детского коллектива;

·         формирование умение слушать и понимать друг друга;

·         формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

·         обсуждение планов на день, неделю, месяц;

·         развитие умение выражать свои чувства и переживания публично;

·         привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

        В нашем детском саду, начиная со 2 младшей группы, реализуется основная образовательная программа «От рождения до школы» , выпущенная под редакцией Н. Е. Вераксы.

        В методическое обеспечение программы включено методическое пособие старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Натальи Петровны Гришаевой « Современные технологии эффективной социализация ребенка в дошкольной образовательной организации».

        Она разработала новые технологии социализация ребенка дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, саморегуляция поведения, ответственность - те качества, которые необходимо для успешной адаптации, обучение в школе, а также для жизни в современном обществе

        основные идеи и технологии

        «Рефлексивный круг» проводится каждый день утром и вечером. Утренний перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Вечерний во 2 половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут (с 08:40 до 9:00, в старшем от 10 до 20 минут (с 08:30 до 8 50).

        Утренний круг.

Проводится форме развивающего общения (диалога).

цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.

        Задачи:

·         Планирование. (обсуждение планов, реализация совместных дел)

·         Информационные. (новости)

·         Проблемные ситуации. (предложить темы для обсуждения)

·         Развивающий диалог. (вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений готовых ответов)

·         Детское сообщество. (Быть внимательными друг другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой)

·         Навыки общения. (Учить культуре диалога)

·         Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим, и бойким, и лидерам)

        Пример проведения утреннего круга на практике.

        Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

        

        Пусть наша добрая улыбка,

        Согреет всех своим теплом,

        Напомнит нам как важно в жизни,

        Делиться счастьем и добром!

        Улыбнулись? Вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляет в центр круга- выдох). молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Мы высказываемся). после высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению.

        Вечерний круг

        Проводится в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

        Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

        Задачи:Хочу такой сайт

·         Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день)

·         Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).

·         Развивающий диалог. (Предложить тему соответствии с программой).

·         Детская сообщества. (Дружить, быть внимательными создавать положительный настрой).

·         Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

        Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится ещё раз, сразу после происшествия. Для Плодотворного обсуждения создаётся благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определённый период времени. Дети по кругу передают друг другу какую нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами без присутствия воспитателя.

        Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

        Например: «Чем ты сегодня будешь заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать если хочется подраться?», «Почему не удаётся соблюдать правила?», «Как вы думаете кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «ситуации месяца».

        Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (Желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами в без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

        Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

·         какой день недели сегодня какое число какой день недели завтра

·         какая часть суток сейчас?

·         что вы делаете в это время в ДОУ?

·         что делают в это время ваши близкие?

·         что интересного сегодня вы узнали, чем занимались?

·         как выполнили свою работу?

·         какие новые слова узнали?

·         составление рассказов по опорным словам.

        Проводится различные рефлексивный игры на разные темы.

        Пример проведение вечернего круга на практике.

        Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого все дети садятся на ковёр и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задаёт вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку тому ребенку которая хочет высказаться. В конце нашего круга ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

        Моделирование

        Педагогом предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю с учётом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».

        Например, разберем тему: «Мой дом-детский сад»

        Вопросы могут быть следующими:

·         где находится мой детский сад?

·         кто в нем работает? что они делают?

·         как я могу им помочь и как отблагодарить?

·         кого можно считать своим другом?

·         есть ли у тебя друзья?

·         как можно утешить друга?

·         как можно помириться если поссорился?

·         какие у нас правила в группе какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?

·         как поступить с теми, кто правила нарушает?

·         какие правила ты знаешь?

        Основные приёмы работы состоят в следующем:

·         создание трансформируемой Развивающий предметной среды;

·         трансляция семьи участниками образовательного процесса значимых образцом социального поведения;

·         регулярная проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;

·         создание эффективной технологии включение родителей совместную с детьми социально значимую деятельность.

        Результативность технологии

        инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью. В контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

        Проведение имитационного круга (педагогами)

        В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагают ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или ситуации, выбрать камень чёрного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь). затем начинается обсуждение какой камень был выбран и по какой причине. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? как много интересных ответов. (Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.). после этого проводится рефлексивная игра, в которой воспитателя по очереди передают друг другу смайлик и говорят приятные слова.

        

        Рефлексия

        Предварительно, слушателям семинара раздаются карточки с изображением зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного смайлика, не нравится, не буду использовать.

        

  

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».