09.09.2022
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
«Колобок»
«Тестопластика»
(лепка из соленого теста)
Средний возраст
Тестопластика выполняет следующие функции:
- Коррекционно – развивающую –
развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания,
мышления, моторики и координации движений и т.д)
- Обучающую – расширение знаний и
представлении о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих
способностей, умения видеть необычное в предмете исследования.
- Коммуникативную – развития
умения позитивного общения и сотрудничества.
- Релаксационную – преобразование
деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности,
снятие психоэмоционального напряжения.
- Воспитательную – развитие
нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и
познания.
3.Цели и задачи
Цель работы: подарить детям радость творчества, закрепить ранее полученные навыки работы
с соленым тестом, показать новые приемы лепки, помочь развить творческие и
коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого
теста.
Задачи:
- Знакомство детей с пластичными
материалом-тестом.
- Обучение разнообразным приемам
действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и
«шлепанье».
- Формирование интереса к работе
с пластичными материалами.
- Развитие мелкой моторики.
- Учить техническим приемам
работы с тестом и подручными инструментами.
- Формировать навыки учебной
деятельности: умение действовать по словестным инструкциям; умение
самостоятельно продолжить выполнение поставленных задачи; контроль за
собственными действиями.
- Формировать
положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
- Воспитывать художественный
вкус, интерес к труду.
Методические приемы:
- показ технологических приемов,
- рассматривание игрушек,
скульптуры и т.д.
- рассматривание иллюстраций из
книг, фотографий, картин и т.д.
- игровые приемы (приход героя и
др.),
- упражнение детей навыках
использования инструментов для лепки (стеки, печатки
и т.д.).
Форма работы:
Совместная деятельность с педагогом.
Принципы построения работы:
- от простого к сложному,
- связь знаний, умений с жизнью,
с практикой,
- доступность,
- системность знаний,
- воспитывающая и развивающая
направленность,
- всесторонность, гармоничность
в содержании знаний, умений, навыков,
- активность и
самостоятельность,
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей.
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-5 лет.
Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно
активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и
ощущением дошкольников «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности.
Возрастные особенности детей:
(Средняя группа – 4-5 лет).
Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад,
продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов,
приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием
образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке,
аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях,
становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной
стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны,
развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в
рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в
свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и
изобразительных навыков и умений.
В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке;
совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих
группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара,
вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки
у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного
предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для
получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять
стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы
аккуратной лепки.
4.Формы и режим занятий
Списочный состав 12 человек. Формировался по желанию родителей и
рекомендации воспитателей.
Из количества 12 детей занятия проводятся 1 раз в неделю, по 12 человек в
один день. Делятся на две подгруппы по 6 человек.
Дни занятий кружка – понедельник во второй половине дня. Каждый ребенок
занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла
количество занятий для каждого ребенка регулируется.
Продолжительность занятий с каждой мини - группой – не более 20 минут в
средней группе.
5.Ожидаемые результаты
К концу года дети 4-5 лет научаться:
- раскатывание круговыми и
прямыми движениями;
- соединение в виде кольца;
- расплющивание;
- прищипывание краев формы;
- оттягивание отдельных частей от
основной формы;
- лепка из нескольких частей;
- сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой
формы;
- использование стеки
6. Формы проведения итогов реализации
программы
- Изготовление подарков к
праздникам (по русскому народному календарю и государственным)
- Выставки детских работ в
группе, для родителей. (2- е полугодие)
- Фотовыставка работы кружка и
поделок «Мукосолька» - конец года.
7. Используемые приемы лепки
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина
или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста
небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого
сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или
теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту
напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему
плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи
пальцев.
10. Инструменты и материалы для лепки
- Краски, чтобы раскрасить
высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.
- Цветная бумага для изготовления
клювиков, хвостиков, плавничков.
- Ленточка, если захочется
завязать бантик на шее кота или мишки.
- Доска - это рабочее место.
- Скалка для раскатывания теста
ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто,
делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на
листиках.
- Кисточка, смоченная водой,
склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а
также разглаживает неровности на поверхности.
- Тонкая палочка делает проколы,
отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
- Формочки удобны для вырезания
теста.
- Влажная тряпочка, чтобы
вытирать руки.
11.Рецепты соленого теста.
РЕЦЕПТ № 1
2 стакана муки
1 стакан соли
3/4 стакана воды
РЕЦЕПТ № 2
1, 5 стакана муки
0, 5 стакана крахмала
1 стакан соли
3/4 стакана воды
РЕЦЕПТ № 3
2 стакана муки
1 стакан соли
1 стакан клейстера
РЕЦЕПТ № 4
2 стакана муки
1 стакан соли
100 г клея ПВА
80 г стакана воды
Календарное планирование.