21.02.2023
Спортивный
праздник
«Олимпийские
игры»
Цель: познакомить
детей с историей возникновения разных видов спорта.
Оборудование: 2 макета
факелов; 4 фонарика, стилизованные под факелы; 1 большой фонарь – центральный
факел; мягкие мячики по количеству детей; 2 больших мяча; гимнастические маты;
мягкие модули («таблетки», кубы); 2 баскетбольных кольца; 2 длинных шнура;
глобус, на котором континенты обозначены цветом, соответствующим цвету
олимпийских колец; картины с изображением олимпийской символики и различных
видов спорта.
Открывая
праздник, дети под маршевую музыку входят в нарядно оформленный физкультурный
зал, рассаживаются на скамейках.
Ведущий. Я рада
приветствовать вас, ребята, в нашем физкультурном зале! Сегодня мы познакомимся
с историей возникновения разных видов спорта, и я приглашаю вас на спортивный
праздник. Вы узнаете о пяти кольцах дружбы, которые объединяют всех спортсменов
Земли. Но сначала давайте вспомним, где проходили первые спортивные олимпийские
состязания и для чего они организовывались? (Вместе
с детьми ведущий вспоминает самые простые и известные факты олимпийской
истории).
Ведущий. До сих пор, как
и много веков назад, в Олимпии горит священный Олимпийский огонь. И раз в
четыре года от этого огня зажигается факел, который через все континенты несут
лучшие спортсмены разных стран, передавая друг другу из рук в руки, чтобы
доставить в ту страну, где будут проводиться Олимпийские игры. Давайте мы
представим, как это происходит. Сегодня лучшие спортсмены нашей деревни – это
вы, и вам предстоит доставить частицу священного огня к факелу наших
сегодняшних соревнований.
Эстафета
«Священного огня»
Дети делятся на
две команды, строятся в две колонны перед линией старта. У впереди стоящих в
руках «факелы». По сигналу дети с «факелами» бегут до ориентира, огибают его и,
возвращаясь, передают «факел» следующему игроку. Выигрывает команда,
закончившая эстафету раньше. Ведущий одобряет действия детей, следит за четким
выполнением правил игры. По окончании эстафеты объявляется
команда-победительница
Ведущий. Молодцы! Вы
сумели доставить священный огонь к месту проведения нашего праздника, и теперь
мы можем зажечь факел наших соревнований. Итак, внимание!
Воспитатели с
детьми садятся на скамейки. Под торжественную музыку входят 4 девочки с
«факелами» (зажженными фонариками, стилизованными под факелы). После
спортивного танца «зажигают» центральный «факел» – закрепленный на стене
большой фонарь (маленькие фонарики выключаются).
Ведущий. Факел наших
соревнований зажжен! Наш праздник объявляю открытым!
Дети хлопают в
ладоши. Включается свет. Дети встают, выстраиваются в колонну, проходят маршем
по периметру зала и перестраиваются в две шеренги напротив друг друга, лицом к
ведущему.
Ведущий. Олимпийским
играм уже более 100 лет. В главных соревнованиях на Земле принимают участие
спортсмены пяти континентов. С ними подробно вы будете знакомиться на занятиях
по экологии. Сейчас мы назовем эти континенты, они вам всем хорошо знакомы (Ведущий называет континенты, дети повторяют
названия, находят их на глобусе, обращают внимание на цвет)
Ведущий. Европа (голубой
цвет), Азия (желтый цвет), Африка (коричневый), Австралия (зеленый) и Америка
(красный) (Объяснение сопровождается
демонстрацией колец на рисунке с символикой и континентов на глобусе). На
самых больших и главных состязаниях, которые называются Олимпийскими играми,
встречаются спортсмены всех этих пяти континентов. Вот почему символом
Олимпиады решено было принять 5 сплетенных разноцветных колец, которые
обозначают дружбу между континентами. Мы познакомимся с народами разных стран и
теми видами спорта, которым они научили другие народы. И начнем мы с Америки.
АМЕРИКА
Ведущий. (Здесь и далее по ходу рассказа ведущий
демонстрирует глобус и изображения видов спорта).
Для индейцев Центральной Америки игра в мяч
была самым любимым занятием. Поле для игры – это весь мир, а перемещения мяча –
движение солнца и луны над этим миром. Играли в мяч командами, перебрасывая
друг другу на сторону соперника, причем бить по нему разрешалось, только
локтями, бедрами, коленками.
Разминка:
дети выполняют
упражнения, которые показывает Ведущий: поднимание в стороны согнутых в локтях
рук, вращение бедрами, ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Ведущий. Выиграть можно
было сразу, если мяч пролетел сквозь кольцо, установленное высоко над
площадкой. Какую игру вам напоминает индейская игра с мячом?
Дети отвечают (баскетбол)
Ведущий. Действительно,
100 лет назад в Америке был изобретен баскетбол. Мы с вами знакомы с некоторыми
элементами этого вида спорта. Давайте сыграем в американскую игру – баскетбол.
В то время как
ведущий объясняет правила игры, воспитатели раздают мячи.
Эстафета
«Баскетбол»
Дети строятся в
две колонны перед линией старта. У каждого впереди стоящего в руках большой
мяч. По сигналу (свистку), дети с мячами добегают до баскетбольной корзины,
выполняют один бросок, и с мячом в руках бегом возвращаются обратно. Передают
мяч следующему игроку. Встают позади колонны. Учитывается скорость выполнения
задания и точность попадания в корзину.
Воспитатели
помогают детям собирать мячи, следят за выполнением правила.
Ведущий одобряет
действия детей, следит за четким выполнением правил игры. По окончании эстафеты
объявляет команду-победительницу.
Дети остаются в
колоннах.
АЗИЯ
Ведущий. Желтое кольцо
дружбы обозначает Азию. Азиаты: японцы, китайцы и другие восточные народы –
очень увлекались различными видами борьбы. Занимаясь борьбой, они становились
смелыми, сильными, быстрыми, ловкими, воспитывали в себе выдержку и уверенность
в своих силах. Назовите виды борьбы, которые вы знаете.
Ответы детей. Дзюдо, сумо,
самбо, айкидо, кунфу, вольная борьба и т.д.
Ведущий. Молодцы!
Основные приемы борьбы – это действия руками. Поэтому главное – иметь сильные
руки. Какие упражнения для рук вы знаете?
Разминка:
дети называют и
выполняют 3–4 упражнения для плечевого пояса.
Ведущий. Теперь мы
готовы определить, кто же из вас самый сильный. Итак, сыграем в любимую игру
народов Азии – «Перетягивание в парах».
Ведущий
объясняет правила игры, воспитатели групп раскладывают шнуры, распределяют
детей по парам – девочки с девочками, мальчики с мальчиками.
Игра-соревнование
«Перетягивание в парах»
На полу
параллельно друг другу раскладываются два длинных шнура (на расстоянии 30–40 см
друг от друга). Участвуют две команды. Дети обеих команд располагаются вдоль
шнуров по парам, лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу дети начинают
перетягивать партнера на свою сторону. Выигрывают дети, перетянувшие своего
партнера за свой шнур. Побежденные игроки садятся на скамейки. Соревнования
продолжаются между победителями до тех пор, пока не определится один
победитель. Мальчики и девочки соревнуются отдельно. Определяется самый сильный
мальчик и самая сильная девочка. Воспитатели убирают шнуры.
АВСТРАЛИЯ
Ведущий. Среди морей и
океанов находится самый зеленый континент нашей Земли – Австралия. Поэтому и
цвет олимпийского кольца, обозначающий Австралию, – зеленый. Главным занятием
австралийцев являлась охота, в которой были необходимы навыки стрельбы из лука.
Стрельба из лука сейчас один из олимпийских видов спорта. Занимаясь охотой,
жители Австралии становились меткими, внимательными, обладали хорошей реакцией
и выдержкой.
Разминка:
ведущий
предлагает детям проверить свое внимание. Проводится игра «Живое – неживое».
Сидя на месте, дети, согласно правилу игры, хлопают в ладоши и топают ногами.
Ведущий. Теперь мы
готовы узнать, получатся ли из вас настоящие австралийские охотники. А для
этого сыграем в игру «Охотники и звери».
Ведущий
объясняет правила игры, воспитатели распределяют роли – «охотники» и «звери» –
между детьми, раздают команде «охотников» мягкие мячики, расставляют детей в
шеренги.
Игра «Охотники и
звери»
Дети команды
«охотников» стоят в шеренге вдоль одной из сторон физкультурного зала с
мячиками в руках. Впереди них на расстоянии 3–4 м стоят в шеренге дети команды
«зверей», спиной к «охотникам». По сигналу: «Охотники!» «охотники» выполняют с
места бросок мячика, стараясь попасть в «зверей», целясь в ноги, а они убегают,
увертываясь от мячей. Подсчитывается количество попаданий. После двух бросков
команды меняются ролями. Определяется команда, у которой больше попаданий.
Воспитатели
собирают мячики, следят за выполнением правила. После окончания игры дети с
воспитателями садятся на скамейки.
АФРИКА
Ведущий (обращает внимание детей на олимпийские
кольца). Коричневое олимпийское кольцо, которое находится между голубым и
красным, обозначает Африку. В африканских племенах важную часть их жизни
составляли спортивные упражнения. Сегодня к нам на праздник пожаловали
необычные африканские гости. Давайте поприветствуем их!
Мальчики
подготовительной группы исполняют африканский танец.
Ведущий. Любимые
спортивные упражнения африканцев – прыжки через быка. Захватывающее зрелище!
Выполняя прыжки, африканцы удивляли своей ловкостью, прыгучестью, силой и
мужеством. В олимпийском виде спорта – гимнастике есть похожее упражнение –
прыжки через гимнастического коня или козла. Я предлагаю вам испытать себя на
ловкость и смелость. Перепрыгивая через разные препятствия, вы можете
представить, что перепрыгиваете через быка.
Ведущий
объясняет правила, воспитатели расставляют модули, раскладывают маты, помогают
выстроить детей.
Игровое
упражнение «Прыжки через быка»
Посреди зала на
гимнастических матах стоят мягкие модули. Дети поточным методом выполняют
упражнения, самостоятельно выбирая способ перепрыгивания через модули, стараясь
не задеть их ногами. Перепрыгнув все препятствия – садятся на место.
Ведущий следит
за выполнением правила. По окончании движения детей воспитатели убирают
оборудование. Дети сидят на скамейках.
ЕВРОПА
Ведущий (обращает
внимание на олимпийские кольца и глобус). Какое осталось кольцо? Какой
континент обозначен этим цветом? Многие виды спорта возникли в Европе.
Например, в Англии впервые стали играть в футбол. Игры с мячом – любимое
спортивное развлечение англичан. А какие игры с мячом вы знаете?
Ответы детей: Волейбол,
баскетбол, теннис, гольф, хоккей с мячом...
Ведущий. В Европе
впервые стали проводиться командные соревнования, были установлены единые
правила. Как вы думаете, почему надо обязательно выполнять правила игры? А если
правила не выполнять, что может случиться?
Ответы детей: Надо не мешать
друг другу, тогда результат будет лучше; это важно, чтобы не было травм.
Ведущий. Давайте мы с
вами сейчас проведем соревнования между двумя командами и узнаем, чья команда
более точно выполняет правила игры.
Ведущий
объясняет правила игры, воспитатели растягивают волейбольную сетку посередине
зала; раскладывают одинаковое количество мячей на обеих половинах зала,
помогают детям своей группы равномерно распределиться на одной половине зала.
Игра «Чья
команда более ловкая?»
Зал делится на
две равные части. Дети разбиваются на две команды. У обеих команд одинаковое
число мячей. Под быструю музыку дети стараются перебросить через сетку
наибольшее число мячей. Игра заканчивается по окончании музыки. Оставшиеся на
стороне команды мячи дети собирают в корзины и выстраиваются в шеренгу перед
сеткой. Подсчитывается количество мячей у каждой команды. Побеждает та команда,
которая выполнит все правила и на чьей стороне окажется меньше мячей.
Ведущий и
воспитатели следят за выполнением правила, по окончании игры воспитатели групп
убирают волейбольную сетку и корзины с мячами.
Дети остаются
стоять в шеренгах.
Ведущий. Сегодня я
рассказала вам об истории возникновения некоторых видов спорта и о пяти кольцах
дружбы, которые объединяют всех спортсменов Земли. История Олимпийских игр –
это история удивительных побед, интересных событий, но об этом мы еще много
узнаем в детском саду и в школе. А наш спортивный праздник подошел к концу.
Факел наших соревнований и олимпийские кольца дружбы прощаются с вами: «До
новых встреч!». А на память о празднике каждый унесет частичку «священного
олимпийского огня».
Детям раздают медальоны с изображением факела
и они под музыку, сделав символический круг почета в честь закрытия праздника, выходят
из зала.