01.09.2022
План по самообразованию.
Тема: «Развитие связной речи дошкольников
посредством дидактических игр».
Актуальность выбранной темы:
Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого
развития детей 4-6лет.
В качестве
приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи,
связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами
речи;
- развитие литературной речи, приобщение к
словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса.
Мир, в котором
живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению
с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической
ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень
физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается
познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая
игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она
является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой
обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен
создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве
ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по
развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.
Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в
составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные
дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий,
освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в
ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь
в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические
игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как
благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей
они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо
внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к
привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации
образовательной деятельности.
Я считаю, что
выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне
необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы
с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего
теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи
детей через дидактические игры.
Задачи:
1.
Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по
проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
2.
Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные
технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Развивать
словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух
и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4 Поддерживать
интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию
их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5.Развивать
монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые
формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации
образовательного процесса.
7. Обобщить
и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 4-6 лет средствами
дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей,
сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется
монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся
создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи,
Самореализация: обобщение результатов
на заседании педагогического совета ДОУ.
Оформление и представление
выставки дидактических игр.
План работы.
Изучение методической литературы, передового педагогического
опыта.
Сентябрь-май
1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями
2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов.
3.Подобрать и изучить
методическую литературу по теме самообразования.
Работа с детьми.
Сентябрь
1.Создание
предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий
для развития речи детей.
Октябрь
Дидактические игры
на развитие фонетико-фонематической стороны речи.
«Испорченный
телефон»
«Светофор»
«Повтори»
Поймай звук»
«Поиграем в сказку»
Ноябрь
Картотека дидактических игр на
развитие лексической стороны речи (формирование словаря).
«Вершки-корешки»
«Фрукты и овощи»
«Новоселье»
«В мире растений»
Декабрь
Дидактические игры
и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет
указанной формы»
«Из каких фигур
состоит?»
Январь
Картотека дидактических игр
на развитие грамматического строя речи.
«Живые слова»
«Дополни предложение»
«Размытое письмо»
«Придумай предложение»
«Доскажи словечко»
Февраль
Дидактические игры и упражнения на
развитие связной речи».
«Где начало рассказа»
«Кто больше заметит
небылиц»
«Найди картинке место»
«Исправь ошибку»
«Отгадай-ка»
Март
Картотека дидактических игр и упражнения на развитие
монологической речи».
«Мишкины картинки»
«Нарисуем портрет»
«Магазин игрушек»
«Выбери начало»
«Составляем разные рассказы»
«Сочиняем сказку»
Апрель
Дидактические игры
и упражнения на развитие диалогической речи».
«Когда можно и нужно
звонить?»
«Ведение диалога по
телефону»
«Передай письмо»
«Волшебный ключь»
Май
Дидактические
игры
« Фантазия»
«Маша-растеряша»
«Угадай, что я загадала»
«Черное-белое»
Работа с семьей.
Сентябрь
Анкетирование родителей
Выявление интересов и
знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.
Октябрь
Составление
папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-6 лет»
Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).
Ноябрь
Консультация «Методика организации и руководство
дидактическими играми»
Помочь родителям
овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в
обучении в семье.
Декабрь
Составление
картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической
стороны речи.
Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.
Январь
Изготовление
папки-передвижки «Как наше слово отзовется»
Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Февраль
Практикум «Речь и
весёлый мяч»
Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.
Март
Родительское собрание «
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.
Апрель
Конкурс с родителями
«Любимые дидактические игры своими руками»
Совместная деятельность
родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.
Май
Участие родителей в
изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Литература по теме самообразования:
1.От рождения до школы: программа / под ред.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. О.С. Ушакова Программа развития речи
детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
3. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М.
Издательство «Совершенство, 2001г.
4. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры,
упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
5. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста.
Москва «Просвещение» 1984г.
6. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду.
М.: Просвещение, 1991г.
7. В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение,
1985г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья»,
«Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
10. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития
речи».
13. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
14.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по
формированию элементарных математических представлений . Планы занятий.- М.:
Мозаика-Синтез, 2011.- 48 с
15. Б.Н.Панова. Дидактические игры –занятия
в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16.Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие
для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
17.Л.С.Метлина. Математика в детском саду:
пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,1984
18.Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры
ребёнка – М.: Просвещение, 1988
19.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в
детском саду – М.: Просвещение, 1991.
20.М.Н.Султанова «Путешествие в страну
математики» Методические пособия для воспитателя, Издательство:
Вентана-Граф, 2014 г. Серия: «Тропинки»
21.Интернет ресурсы