Картотека дидактических игр «О здоровом питании, здоровом образе жизни дошкольникам»
03.02.2025
Картотека дидактических игр «О здоровом
питании, здоровом образе жизни дошкольникам»
1
«Что сначала - что потом (режим дня)»
Закреплять представления о том, что
соблюдение режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно,
последовательно объяснять свои действия.
2
«Составляем меню»
Формировать представления о зависимости
здоровья от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и
полезной. Развивать зрительное восприятие, умение анализировать заданную
ситуацию.
3
«Лабиринты здоровья»
Закреплять представления о предметах
личной гигиены, их предназначении. формировать умение видеть границы рисунка, в
данном случае дорожки,
Закреплять умение вести линии пальцем не
отрывая его от картинки; мысленно строить маршрут "путешествия".
4
«Готовим салат (суп, компот)»
Формировать представления о совместимости
продуктов, о компонентах и составляющих то или иное блюдо, о предназначении
посуды для приготовления и употребления конкретных блюд
5
«Узнай на ощупь»
Формировать умение узнать овощи, фрукты,
ягоды на ощупь, по запаху. формировать представления о пользе разных видов
продуктов, необходимых для разных органов человека
6
«Узнай по описанию»
Формировать умение классифицировать
продукты по существенному признаку, обобщать, на основе чего находить лишнюю
карточку
7
«Четвертый лишний»
Формировать представления о мерах, способах профилактики и охраны здоровья.
10
«Подбери признак»
Закреплять знания о вещах необходимых для
соблюдения гигиены, зарядки, при болезни.
11
«Вредно – полезно»
Формировать представления о группах
витаминов, их значении и пользе для здоровья.
12
«Всё что мне необходимо»
Формировать представления о мерах
профилактики и охраны здоровья; умение определять причинно-следственные связи.
13
«Почему заболели ребята?»
Закреплять представления о предметах и
правилах личной гигиены, правилах здорового образа жизни, правильном питании.
14
«Найди лишнее»
Формировать навыки здорового образа жизни,
познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.
15
«Чудесный мешочек»
Формировать представления о компонентах входящих в состав блюд для завтрака,
обеда, ужина; делать выводы о витаминной ценности составленного блюда.
16
«Витаминный бильярд»
Формировать представления о происхождении продуктов питания (крупа, мука,
овощи, фрукты) о их пользе для организма человека, блюд в состав которых они
входят.
17
«Поварята» Формировать
представления о зависимости здоровья человека от питания; формировать умение
осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе.
Познакомить с историей происхождения появления на Руси овощей и фруктов.
18
«Где растет каша».
Формировать умения о компанентах
составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их
роль в жизни человека.
Познакомить со способами сохранения и
укрепления здоровья через желание правильно питаться.
19
«Во фруктовом царстве, овощном государстве»
Формировать представления о разновидностях
витаминов, о том какие витамины содержатся витаминах в овощах и фруктах
20
«Что изменилось?»
Цель: Воспитывать наблюдательность,
развивать память.
Детям представляют 5 – 6 предметов
(картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных
растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем
ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку,
оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
21
«Как вырасти здоровым»
Цель игры: Упражнять в правильном
использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, развивать
быстроту реакции.
Играют четверо детей. У каждого набор из 7
картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия,
направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений,
в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в
том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире,
сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны
отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых
изображены дети, выполняющие аналогичные действия.
Например: мальчик причесывается, девочка
моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.
22
«Что такое хорошо, что такое плохо».
Цели: учить детей составлять фразы по
иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к
окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
Дети рассматривают иллюстрации, оценивают
поступки героев. Если поступок хороший – поднимают зеленый круг, плохой –
красный.
23
«Пищевое лото.»
Цель: формировать у детей представление о
пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Оборудование: большие карты (витамины,
белки, жиры, углеводы); маленькие карточки с изображением тех или иных
продуктов.
Дети раскладывают маленькие карточки на
большие карты. Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие
карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает
тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
24
«Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том,
какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного
цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад,
копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок,
овощи, фрукты); поощрительные фишки (вырезанные из цветного картона яблоко,
морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением
различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной
едой, а под красную – с вредной. Верное решение игровой задачи поощряется
фишкой.
25
«Опасно – не опасно».
Цели: учить детей отличать опасные
жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного
развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать
чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок
с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки
разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры.
Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с
высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы
предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять
определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить
дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя,
дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может
возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
26
«Мой день».
Цели: рассказать о режиме дня; учить
объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения
закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с
изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно,
в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером),
объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее
выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель
начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель
выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких
местах, дети находят и исправляют ошибки.
27
«Найди опасные предметы».
Цели: помочь детям запомнить предметы,
опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о
последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их
родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им
пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно
надо класть на место;
Нельзя включать электроприборы, они могут
ударить током или стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать
лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки,
средства для мытья посуды,соду, хлорку;
Опасно одному выходить на балкон.
28
« Отгадай загадку по картинке».
Цели: помочь детям запомнить основную
группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением
опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети
отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и
сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит
каждый предмет.
29
«Этикет – школа изящных манер».
Цели: научит ребёнка правилам поведения за
столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов;
учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: предметные картинки.
Умение вести себя за столом, правильно
обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и
культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.
Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а
так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда
едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса.
Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при
помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса.
Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню,
печенье, конфеты.
30
« Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и
активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, должен
определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место
ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
31
«Умею - не умею».
Цели: акцентировать внимание детей на
своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство
собственного достоинства.
Оборудование: мяч.
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею»
или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он
умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не
умею летать, потому что у меня нет крыльев».
32
« Найди пару».
Цель: подбирать пару к предмету по
тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко,
карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с
завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит
объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.