Памятки для родителей. «Готовность ребенка к школе»
03.02.2025
Памятки для родителей.
«Готовность ребенка к школе»
Готовность детей к
школе это не только набор
определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7
годам.
Готовность детей к
школе включает в себя несколько компонентов:
1. Психологическая
готовность (интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая,
коммуникативная)
2. Физическая
готовность (здоровье, возраст,моторика рук, движения)
3. Специальная
готовность (чтение, счет, учебные умения)
1. Психологическая
готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка
для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников
- один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая
готовность ребенка к школьному обучению – это, прежде всего, залог быстрой и
безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного
материала. Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:
Интеллектуальная
готовность:
ориентировка ребенка в
окружающем;
запас знаний,
усвоенных в системе;
желание узнавать
новое, любознательность;
развитие образных
представлений;
развитие речи и
мышления в соответствии с возрастной нормой;
смысловое запоминание.
Мотивационная
готовность: положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной,
сложной, но необходимой деятельности.
Показатели
мотивационной готовности:
желание идти в школу;
правильные
представления о школе;
познавательная
активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).
Эмоционально–волевая
готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной
регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность
ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.
Эмоционально-волевая
готовность-это:
способность управлять
своими эмоциями и поведением;
отсутствие заниженной
самооценки и страха неудачи;
умение организовывать
рабочее место и поддерживать порядок в нем;
стремление
преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности;
умение сознательно
подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться
на заданную систему требований.
Коммуникативная
готовность-это:
умение строить свои
отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель,
партнер-партнер;
умеет строить
отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать,
оказывать помощь, поддержку, руководить.
быть включенным в
детский коллектив и уметь жить по его законам;
общение со взрослыми
людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и
отсутствие агрессивности.
2. Физическая
готовность определяется по следующим параметрам:
состояние здоровья;
физическое развитие;
развитие анализаторных
систем;
развитие мелких групп
мышц;
координация движений в
соответствии с возрастной нормой;
готовность организма
ребенка к учебным нагрузкам.
Нельзя забывать и о
возрасте поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети,
достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход
от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
3. Специальная
готовность:
1. Ребёнок,
поступающий в первый класс, должен знать:
• уметь чётко
произносить все звуки речи;
• в какой стране он
живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов
своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила
поведения в общественных местах и на улице.
2. В области развития
речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко
произносить все звуки речи;
• уметь интонационно
выделять звук в словах;
• уметь выделять
заданный звук в потоке речи;
• уметь определять
место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
• уметь произносить
слова по слогам;
• уметь называть в
предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
• уметь использовать
обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• уметь составлять
рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За
грибами», «Отдых на море» и т. д.);
• уметь составлять
несколько предложений о предмете;
• различать жанры
художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть
читать любимые стихотворения;
• уметь
последовательно передавать содержание сказки.
3. У ребёнка должны
быть сформированы элементарные математические представления:
• уметь считать до 10
и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть
предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого
десятка;
• уметь сравнивать
числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
• уметь соотносить
цифру и число предметов;
• уметь составлять и
решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать
предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия
фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать
понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед»,
«за», «между» и т. д. ;
• уметь группировать
по определённому признаку предложенные предметы.
4. В области
представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь:
• различать по
внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель,
сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• различать диких и
домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
• уметь различать по
внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление
о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на
деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
• знать названия 1-3
комнатных растений;
• знать названия 12
месяцев года;
• знать названия всех
дней недели.
Рекомендации по подготовке ребенка к школе
На сегодняшний день
подготовкой детей к школе занимаются активно и в дошкольном учреждении, и в
школах. Мало родителей, которые не уделяют внимание подготовке детей.
Самое главное не
переусердствовать в этом вопросе и всегда помнить: подготовка детей к школе –
это выравнивание их стартовых возможностей.
Цели воспитателя (учителя, родителя):
1. Создание у детей
познавательной мотивации.
2. Осуществление
преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
3. Развитие навыков
учебной деятельности.
4. Исключение
дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению.
5. Создание условий
для всестороннего развития детей.
Памятка для воспитателей
Занимаясь с детьми,
необходимо помнить и о социальных страхах старших дошкольников:
Страх ошибки на уроке.
Страх насмешки
сверстников.
Страх наказания и
утраты расположения взрослых.
Памятка для родителей
Готовы ли вы:
Жертвовать своим
личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои
эмоции.
Не кричать, не унижать
и не обижать.
Не сравнивать своего
ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка
без причины.
Всегда встречать
ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу
за достигнутые результаты.
Что необходимо знать родителям:
1. Требования школы, в
которую собираетесь поступать.
2. Заранее получить
информацию об интеллектуальных возможностях ребенка (результаты диагностик).
3. Формировать у
ребенка положительное отношение к школе (использовать дни открытых дверей,
собственный опыт, игры, беседы о школе).
3. Формировать желание
учиться (проводить экскурсии, совместное чтение, использовать положительный
пример ребенка-школьника).
4. Соблюдать режима
дня.
5. Наличие домашних
посильных обязанностей у ребенка.
6. Иметь четкую
систему требований (поощрений и наказаний).
7. Уделять внимание
разностороннему развитию ребенка.
8. Какова цена учебных
достижений?
признаки
переутомления:
нарушение сна;
нарушение аппетита;
плохое самочувствие;
нарушение памяти:
забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи;
суетливость,
неточность в движениях;
капризы, излишняя
подвижность и агрессивность;
уставший вид.
Чтобы ваши усилия были
эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
не допускайте, чтобы
ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше;
не проявляйте излишней
тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже
некоторого регресса;
будьте терпеливы, не
спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные
возможности;
дети дошкольного
возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся,
монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий;
избегайте
неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его
терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в
сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное,
постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и
получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.