26.11.2018
Воспитатели: Орлова Татьяна Николаевна.
МКОУ Тагарская СОШ дошкольные группы,
старшая группа «Улыбка»
Технологическая карта проекта
Название проекта: «Где живет Капелька»
Тип: педагогический
Вид: Поисковый, практический, исследовательский, групповой, краткосрочный
Основное направление: изучение окружающего мира
Участники проекта: Педагоги, дети, родители
Применялись личностно - ориентированные технологии.
Целевая группа: Воспитанники старшей группы.
Сроки реализации: 13 января-24 января
Актуальность проекта
Проект «Где живет Капелька» поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода. Вода играет огромную роль в жизни человека, животных, растений, она – постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – незакрытые краны в квартирах, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Данный проект способствует эффективному обучению детей бережному отношению к воде как к природному ресурсу, учит элементарным правилам природопользования. К тому же – вода не только природный ресурс. Наблюдая сверкающим снегом, льдинками, испарением воды дети научатся видеть красоту природы. Реализация данного проекта поможет детям познакомиться со свойствами воды, различными природными явлениями, водными животными и растениями.
Цель: Расширить представления о воде, о её свойствах; уточнить её значение для всего живого на земле.
Задачи:
1. Расширить представления о воде, о её необходимости .
2.Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов; размышлять отстаивать свое мнение, обобщать.
3.Прививать у детей навыки бережного использования воды.
4.Воспитывать желание заботиться о чистоте водоемов.
5.Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.
Реализация проекта:
· Составление перспективного плана, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, записей музыкальных произведений;
· Подготовка к занятиям, экскурсии, беседам, опытам, играм;
· Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
· Создание предметно-развивающей среды: тематически материал в книжном уголке, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
· Изготовление поделок, рисунков;
· Привлечение родителей к участию в мероприятиях;
Предполагаемый результат:
дети будут знать:
* где находится вода;
* роль воды в жизни человека;
* роль воды в жизни животных;
* роль воды в жизни растений;
* для чего нужна вода;
* агрегатные состояния воды;
* круговорот воды в природе;
* свойства воды, разнообразие состояний воды в окружающей среде;
* способы очищения воды;
* правила юного исследователя;
* правила поведения у воды и на воде;
* правила бережного отношения к воде.
дети будут уметь:
*выполнять действия по организации экспериментов с водой;
* задавать вопросы, искать ответы;
* видеть проблему по определенной теме;
* формулировать цель; планировать задачи;
* выдвигать гипотезы и проверять их;
* отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
* проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
* фиксировать этапы действий и результаты графически;
* осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии, интернет, поиск единомышленников.
Презентация проекта:
· Составление перспективного плана, подбор методической и художественной литературы, иллюстраций.
· Подготовка к занятиям, беседам, опытам, играм;
· Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
· Создание предметно-развивающей среды: тематически материал в книжном уголке, атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
· Изготовление поделок, плакатов, рисунков;
· Привлечение родителей к участию;
· Воспитание нравственных чувств, основанных на заботливом отношении к природным богатствам
Этапы проекта
I. Информационно-подготовительный.
С детьми:
1.Рассматривание иллюстраций, альбомов, глобуса, книг с изображением родников, озер, горных рек ,водопадов, морей, океанов.
2.Беседы о воде.
3.Чтение художественных произведений, разучивание стихов, пословиц, загадок, поговорок.
4.Просмотр видеозаписей, телепередач.
С родителями: Оформление рекомендаций по экологическому воспитанию детей.
Оказание помощи в подборе иллюстраций, видеоматериалов.
II. Практический (организационный, реализация проекта)
С детьми
1.Проведение тематического занятия «Жизнь воды»
2.Организация игровой деятельности (дидактические, подвижные ,сюжетно-ролевые игры)
3.Организация опытно-исследовательской деятельности
4.Рисование, аппликация, оригами на данную тематику.
5.Проведение комплекса закаливающих процедур
6.Использование релаксации на занятиях по разным видам деятельности.
С родителями:
· Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
· Изготовление рисунков на тему «Вода - кругом вода!»
III. Заключительный
Презентация «Где живет Капелька»
Выставка рисунков «Вода - кругом вода!»
План работы
1. Тематические НОД:
1.Формирование целостной картины мира «Приключения Капельки»
Цель: Закрепить знания о значении воды в жизни всего живого.
1) Демонстрация иллюстраций различных водоемов; плакат «Круговорот воды в природе»; глобус.2) Опыты для демонстрации круговорота воды в природе и агрегатные состояния воды.
2. Речевое развитие« Путешествие Капельки в страну слов»
Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения. Упражнять в координации речи с движениями.
3. ФЭМП«Иван –царевич и серый волк»
Цель: Научить детей измерению объема воды с помощью мерной чашки; развивать внимание и память; развивать творческое воображение; развивать приемы умственных действий, речь быстроту реакции, познавательный интерес.
4. Природное окружение , экологическое воспитание«Болезни водоемов»
Цель: Уточнить представления о том, что вода важна для всех живых существ, растений, животных, человека. Воспитывать бережное отношение к воде.
2.Беседы:
«Вода вокруг нас»,«Откуда в наш дом приходит вода», «Берегите воду!», «Родники», «Вода вокруг нас», «Откуда в наш дом приходит вода», «Берегите воду!», «Родники»
Цель: Обратить внимание детей «Где? В каком виде существует вода в окружающей среде?
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
3.Подуктивная деятельность.
Оригами: «Летучие рыбы»
Аппликация: «Рыбка»
Рисование: «Рыбы - обитатели водоемов», «Морское царство»
Лепка: «Золотая рыбка»
Цель: Закрепить умение использовать средства выразительности, развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
4.Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Волшебный круг», «Живые слова», «Зоологическое лото», «Поле чудес», «Волшебная палочка» и т.д.
Сюжетно –ролевые игры :«Аквариум, «Пароход», «Магазин», «Спасатели», «Водолазы»
Подвижные игры :«Ручеёк», «Море волнуется..», «Удочка», «Караси и щука», «Водяной», «Лягушки и цапля», «Ходят капельки по кругу»
Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость ,быстроту. Развивать логическое мышление, сообразительность.
Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающем мире.
Закрепить умение планировать и обсуждать свои действия в игре
Развивать творческие способности.
5.Ознакомление с художественной литературой.
«По щучьему велению» русская народная сказка, С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб», С.Маршак «Водопровод»,И.Бунин «Родник»,А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ф.Тютчев «Весенние воды» ,А.Веденский «Песенка о дожде»,Н.Заболоцкий «На реке», Г.Снегирев «К морю»,М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», М.Ильина «Приключения воды»,Гаршин «Лягушка -путешественница», Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Цель:
Обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.
6.Изобразительная деятельность.
Рассматривание серии картин «Детям об искусстве»,
Репродукции картин: А.Грицай «Половодье»,И.Левитан «Весна- большая вода», «После дождя» , «Плес», В.Поленов «Заросший пруд», И.Айвазовский «Черное море», «Девятый вал» ,рассматривание иллюстраций озер, родников водопадов, горных рек ,морей.
Цель:
Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов. Расширять кругозор.
7.Здоровьесберегающие технологии:
Комплекс закаливающих процедур по «дорожкам здоровья»;
Мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течение дня)
Цель: Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
8.Опытно-исследовательская деятельность: «Вода: свойства воды, её состояния»
Наблюдения: «Где мы видим воду?» (снег, лёд, ручейки, облака, дождь, туман, роса). Наблюдение за осадками во время прогулки.
«Сравнение аквариумных и речных рыбок. (Чем питаются? Как плавают? Как дышат?)
Трудовая деятельность: Уборка снега на территории участка.
Цель: Учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни.
Воспитывать любовь к труду.
9.Совместная творческая деятельность детей и родителей: Привлечь родителей к пополнению материалов, относящихся к воде (камни, ракушки, фотографии водных сооружений и др.)
Семейный рисунок для выставки « Все о воде»
Выставка семейного рисунка; выставка поделок и рисунков детей.
Создание мини – лаборатории (для экспериментов).
Список использованной литературы:
Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.
Волгоград, Учитель, 2008 г.
Волгоград, Учитель, 2008 г.
Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми».
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.
Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
Крылова С.В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград, Учитель, 2009 г.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2006г.
2014г.