Исследовательский проект «Хлеб — всему голова» в средней группе

26.11.2018

Проект- исследование "Хлеб - всему голова»

Цель исследования: формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

7. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Сроки: краткосрочный

Вид проекта: познавательно – информационный, исследовательский, творческий

Участники проекта: воспитанники средней группы ,родители, воспитатели Орлова Т.Н, Смирнова Ю.С, Пурич Н.Я.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. В последнее время меня всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Мы выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.

Мы считаем, что участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит им максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. При этом дети смогут познакомиться с профессиями людей, обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный словарь детей.

Этапы реализации проекта:

I этап (организационный) Деятельность педагогов и родителей: определение проблемы, постановка цели и задач, методов работы;

-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала; материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей; материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; презентаций на данную тему;

- составление плана мероприятий по реализации проекта;

- анкетирование родителей воспитанников.

II этап (практический) Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие НОД: «Как хлеб на стол пришел?», «О хлебе»

Беседы: «История возникновения хлеба», «Почему хлеб стал называться хлебом?», «Какой был хлеб на Руси?», «Чем полезен хлеб?»

Презентация «Как хлеб на стол пришёл пришел?» (слайды)

Рассматривание: колосьев пшеницы и ржи; серии сюжетных картин «Как выращивали хлеб наши предки»; альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий.

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: сказка «Мякиш» (Б. Вовк, «Какой хлеб лучше?», Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Посадка семян пшеницы, ржи, овса, наблюдение за прорастанием

Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок», «Пирожок», «Хлеб»

Художественно-творческая деятельность

Рисование «Колосок», «Грузовые машины везут зерно»; рисование по сказке «Колобок»; рисование по наблюдениям «Машина везёт хлеб в детский сад».

Аппликация «Колосок»

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки», «Печенье для кукол», «Хлебный колос»

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Музыкально-театрализованная деятельность

Кукольный театр постановка сказки «Колобок».

Художественная литература

Чтение и обсуждение: Б. Вовк. «Мякиш», украинская народная сказка «Колосок», русская народная сказка «Колобок», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Я. Тайц «Всё здесь», Шорыгина «Какой хлеб лучше?», стихотворения: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Чтение и заучивание пословиц, поговорок потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Загадки.

Игровая деятельность. Физическая культура

Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие

Сюжетная игра: «Хлебный магазин», ”В музее хлеба” и другие.

Игра малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки». Хороводная игра «Каравай».

Башкирская игра «Белый хлеб».

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

III этап (итоговый)

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- обобщение собранного в процессе работы над проектом материалов,

Музыкально – фольклорный праздник: «Хлеб - всему голова». Презентация проекта педагогическому коллективу ДОУ.

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Изучив информацию из различных источников, я сначала провела анкетирование среди родителей воспитанников.

Анкета на тему «Хлеб»

1. Как часто вы едите хлеб?

2. Какой хлеб вы больше всего любите?

3. Знаете ли вы как правильно хранить хлеб?

4. Как вы считаете, хлеб полезен или вреден?

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

6. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

7. Объясняете ли вы ребенку, что нужно беречь хлеб?

Вывод: результаты анкетирования показали, что в нашей группе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.

Для обобщения поученных знаний детям была предложена серия картинок «От прошлого к настоящему». При помощи этих картинок дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.

А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный. Так же изучая информацию в Интернет, мы нашли много интересного о том, как хлеб выращивают в наше время и провели с детьми НОД «Хлеб - всему голова» с использованием ИКТ. Мы с воспитанниками посмотрели видео-презентацию ”Как хлеб к нам на стол пришёл”

Во время бесед была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями как: жница, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, комбайн, сеялка, конвейер.

Ход эксперимента по перемалыванию зёрен на кофемолке:

Цель: познакомить детей с процессом дробления зерна, перетирания его (ручным способом) .

На практике мы решили попробовать старинные способы перетирания пшеницы.

Вывод: в домашних условиях мука получается грубая и серая, нужна специальная обработка.

Одним из немаловажных этапов нашей работы было заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Пословицы учили по мнемотаблице. Детям очень понравился этот метод запоминания через ряд картинок.

С удовольствием дети участвовали в драматизации сказки «Колобок». В результате этой работы у детей обогатился словарный запас, закреплялись навыки диалогической речи.

Заключение

Результаты проекта: дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей сформировалось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность

Мы считаем, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, коллег и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить

Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале работы, оправдалась: воспитанники узнали, как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят его, и сами стали бережнее относиться к нему

Конспект образовательной деятельности «Хлеб-всему голова» (старшая группа)

Цель: ознакомление детей с путешествием зёрнышка от поля до стола (как получается хлеб).

Задачи:

1. Познакомить детей с трудом хлеборобов и повара, показать общественную значимость их труда.

2. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений.

3. Создать условия в процессе занятия для самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

4. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий и бережное отношение к результатам их труда.

Методическое обеспечение: макет хлебного дерева, картины: «Посев хлеба», «Уборка урожая»; рисунки элеватора, компьютерная презентация «От куда к нам хлеб пришёл», макет мельниц, колосья пшеницы, ручная и электрическая кофемолка, проросшее зерно, камни, блюдца, тесто, дощечки для резки, фартуки.

Мотивация личной заинтересованности: до прихода детей в группе появляется макет хлебного дерева, на котором растут разные сорта хлеба.

Проведение образовательной деятельности

Появление чуда – дерева:

В группе появилось чудо – дерево, дети внимательно рассматривают его.

Воспитатель задает (примерные) вопросы: Что висит на дереве? Как называются сорта хлеба, висящего на нем?

Рассказ – небылица о чудо – дереве:

Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в городе Арзамасе, в детском саду № 35 дети посадили зёрнышко. А нашли они это зёрнышко на окошке. Это зёрнышко принёс им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросло чудо – дерево. Чудо – чудо расчудесное. А на дереве том растут не бананы и не апельсины, а булки, батоны, ватрушки, бублики и печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо – дерево растёт у ребят.

Беседа с детьми по содержанию:

Воспитатель: Что в небылице неправда? А чему здесь можно поверить?

Почему детям нельзя питаться только одним хлебом?

Проблемный вопрос: А как хлеб попадает к нам на стол?

Показ презентации о путешествии зёрнышка от поля до стола:

- Посев пшеницы, рассматривание проросших ростков (запах, нежность ростков).

- Уборка урожая.

- Вывоз зерна с полей.

- Элеватор – зернохранилище.

Воспитатель задает проблемный вопрос: Как получить муку?

Проводится эксперимент:

Размалывание зерна при помощи камней, ручной и электрической кофемолки, рассматривание муки разного помола. Рассказ о том, хлеб какого помола полезен для здоровья.

Воспитатель: Кто видел как пекут хлеб? (Ответы детей)

Воспитатель совместно с детьми проводит подвижную игру

«Испечём хлеб»

Вспоминается последовательность выпечки хлеба. Выбирается ребёнок, он же пекарь. Ребёнок рассказывает, какие продукты он берёт для выпечки хлеба. Роли продуктов выполняют дети, которым он даёт рисунки продуктов:

мука, соль, вода, дрожжи. Остальные дети помогают замешивать тесто. Действие происходит внутри круга. «Продукты» в конце игры берутся за руки, изображая каравай испечённого хлеба.

Воспитатель: Вот какой воздушный и вкусный пирог мы испекли. А кого бы вы хотели им угостить? (Спрашивает каждого ребёнка).

В гости к детям приходит повар.

Он рассказывает детям, как правильно работать с тестом, объясняет, как вылепить булочку, а также о том, как настроение влияет на вкус пищи.

Повар, Татьяна Геннадьевна, предлагает детям самостоятельно изготовить булочки. Потом, она складывает готовые изделия на большой противень, и относят его на кухню.

Пословицы и поговорки о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб – соль – конец обеду.

Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеба нет – и друзей не бывало.

Хлеб хлебу брат.

Хлеба ни куска – в горнице тоска.

Хлеба нет – и корочке честь.

Чаепитие с булочками.

Словарь минимум:

Слова, обозначающие предметы:

земля

зерно

колос

печь

духовка

противень

Слова, обозначающие продукты:

мука

вода

молоко

яйца

дрожжи

масло

начинка

Слова, обозначающие трудящегося человека:

агроном

хлебопашец

инженер

комбайнёр

тракторист

мельник

мукомол

конструктор

водитель

рабочий элеватора

пекарь

повар

продавец

Слова, обозначающие качества, признаки предметов:

мягкий

свежий

белый (пшеничный хлеб)

чёрный (ржаной хлеб)

румяный (пирог, каравай)

посыпанный (пудрой)

поджаристый

свежий

горячий

вкусный

Слова, обозначающие действия:

Сеять

Ухаживать

Заботиться

Выращивать

Ждать

Пахать

боронить

Собирать

Перевозить

Молотить

Поставлять

Перерабатывать

Грузить

Сохранять

Распределять

Сортировать

Замешивать

Ставить

Выпекать

Подавать

Слова, обозначающие транспорт:

Машина -- сеялка

Комбайн

Грузовик

трактор

Слова, способствующие углублению положительного отношения к

трудящемуся человеку:

трудолюбивый

бережный

тяжелый (труд)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. /Н. В. Ежова. - Изд. 2 – е. – Ростов н / Д: Феникс,2009. –

282, (Сердце отдаю детям)

2. Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. П. Аникиной.

М. ; Художественная литература, 1988.

Конспект занятия для детей средней группы «Хлеб всему голова»

Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур).

Задачи:

• рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния;

• учить детей пoнимать знaчение и мудрoсть нaрoдных пoслoвиц.

• вoспитывaть увaжение и блaгoдaрнoе oтнoшение к труду людей учaствующих в вырaщивaнии и в прoизвoдстве хлебa; бережнoе oтнoшение к хлебу, пoнимaние недoпустимoсти игры с едoй.

• утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки пoчвы, сбoрa урoжaя.

Предварительная работа: прoсмoтр дoкументaльнoгo фильмa «Жaтвa», чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий.

Художественное слово: Б. Вторушин «Посылка», С. Погореловский «Хлеб душистый», загадки и пословицы о хлебе.

Оборудование: презентация на мультимедиа проекторе «Хлеб – всему голова», коробочка, разновидности хлеба и хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, ячменя и ржи, тарелочки с зерном (пшеница, ячмень, овес) для массажа, разделочные доски, ножи, фартуки.

Продукты: дрожжевое тесто, мука, изюм, сахар, дрожжи, вода.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня я принесла загадочную коробочку. Я тoлькo знaю, чтo тaм нaхoдится «чудo земли». Вы уже дoгaдaлись, чтo этo тaкoе? (выслушиваются версии детей)

Пoсмoтрите, здесь прикрепленa зaпискa: «Эти пoдскaзки пoмoгут вaм узнaть, чтo нaхoдится в кoрoбoчке»:

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Отгадай легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый Что это (Хлеб)

-Кoнечнo этo хлеб. Сегoдня мы с вaми пoгoвoрим o хлебе. В нaрoде гoвoрят «Хлеб— всему гoлoвa».

-Ребята, хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб?

Было это очень давно. Учёные говорят, более 15 тысяч лет назад. Когда первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и по лесам и собирали съедобные травки, корешки и плоды, чтобы не умереть с голоду. И человек попробовал жевать зерна, они ему понравились.

-И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки.

- Первобытные люди ели зерновую кашу и ели ее до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Это были плотные куски зерновой массы и на наш сегодняшний хлеб мало похожи, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения. Человек cтал растирать зерна камнями (жерновами) и так появилась мука.

- Затем человек научился печь из муки хлеб.

- Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло, и когда его испекли, хлеб получился особенно мягким и вкусным — настоящий хлеб. И еще такой хлеб дольше хранился. С тех пор тесто стали заквашивать. А заквашивать тесто люди научились способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей.

-Дрожжи — крошечный живой организм, который вызывает брожение. Дрожжи заставляют хлеб подниматься, превращают его в мягкий, пышный, вкусный и полезный. (показать сухие дрожжи) Ребята, а вы верите, что дрожжи могут проснуться и ожить? А давайте мы сейчас проверим.

(Развести дрожжи с мукой, водой и сахаром. Поставить в теплое место)

-А пока наши дрожжи будут просыпаться, мы с вами еще поговорим о хлебе.

-Сколько народов – столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют свои рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.

-Посмотрите, как много хлебобулочных изделий. Это хлеб пшеничный, это ржаной. Вот армянский лаваш, и узбекский лаваш, этот хлеб выпекают в специальных печах на углях. Печи эти называются тандыры. А это казахские лепешки и баурсаки. Ребята, а вы какие знаете хлебобулочные изделия?

-С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. А какие вы знаете традиции связанные с хлебом?

-Хлеб берегли, хлебом — солью встречали самых дорогих гостей.

-Ребята было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было его значение во время Великой войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды, из сосновых иголок, мерзлой картошки.

-Такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку(125гр) на весь день. (раздать по кусочку хлеба) Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Послушайте стихотворение.

Я получил посылку из деревни:

Свинины по- домашнему шматок

И в целлофане-

Вызвав умиленье-

Ржаного хлеба чистого кусок.

Ржаного хлеба ломоть ноздреватый

Побольше фунта весил на руке.

Вдохнув его дух хлебный

Кисловатый,

Я вспомнил

О лепешках на шестке.

Из тертой неочищенной картошки,

На горсточке одной муки ржаной

Замешивала мать для нас лепешки,

Тяжелые, как камни мостовой.

Мы ели их, спеша и обжигаясь,

Пока они хранили теплоту,-

Остывшие лепешки не жевались

В забывшем хлебный вкус

Голодном рту.

Я вспомнил щи крапивные пустые,

И суп из первых свекольных листов.

И ложки деревянные большие

Обглоданные с тоненьких краев.

Теперь такое даже не приснится

Под мирной и высокою звездой.

И верится:

Война не повторится

Оплаченная высшею ценой!

Борис Вторушин.

-Самым желанным в те военные годы, был кусочек настоящего хлеба.

-Закройте глаза, вдохните аромат ржаного хлеба. Попробуйте на вкус.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С. Погореловский

-В нашей коробочке, кроме хлеба ещё лежат колоски пшеницы, ржи.

- Растения, которые дают зерно, называются зерновыми культурами. Ребята, какие вы знаете зерновые культуры? Основные наши кормильцы не только пшеница, еще это рожь и ячмень — они имеют особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.

-«Будет ЖИТО и жить можно!» - как вы понимаете эту поговорку.

-А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

-Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Давайте посмотрим,какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.

-А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Как вы понимаете пословицу?

-Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

-На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

-Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел.

-Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Скажите, как называют человек, который ведет комбайн?

-А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков.

- Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.

- в пекарни хлеб выпекают пекари.

-Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.

-Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу. Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

-Всё правильно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хлеб нельзя бросать на землю.

- хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

-А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью зерна. Для того, чтобы оно поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и здоровье.

Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с зерном (пшеница, овес, ячмень). Дети вместе с воспитателем.

• Берём в руку зерна, пересыпаем из руки в руку.

• Расправив ладошки, надавливаем на зерна.

• Взяв в руки немного зерна, трём ладошки друг о друга.

Хочу такой сайт

• Взяв в обе руки немного зерна, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в кулачки, разжимаем. 10 раз.

• Взяв в одну руку немного зерна – щепотку, сыплем зерно в тарелочку.

По ходу разминки спросить детей какое зерно в у них в тарелочке.

-А как будет называться поле с пшеницей, а каша из овса и т. д.

-Ребята, давайте посмотрим, проснулись ли наши дрожжи? Посмотрите, как поднялись дрожжи, сколько маленьких пузырьков, благодаря этим пузырькам тесто стает пышным, мягким, ароматным.

-Но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками.

И сейчас мы с вами испечем хлеб, но не просто хлеб, а символ прихода весны- жаворонков.

Совместная деятельность: дети с воспитателем лепят из теста жаворонков. Кусочек теста скатывают в жгутик, завязывают узелком, вытягивают носик, ножом разрезают хвостик, осталось вставить глазки – изюминки. Все, символы весны, жаворонки – готовы!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Произведения о хлебе

Любим мы блины с вареньем,

С яблоками пирожки,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки.

Но хочу открыть вам тайну:

Пирожков вам не видать,

Если в поле вдруг комбайны

Хлеб не будут убирать.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

И течёт, течёт пшеница

Золотистою рекой…

И машины вереницей

Хлеб везут для нас с тобой.

Растите хлеб!

Выращивайте хлеб!

Он - смех детей,

Он - радость мирных дней.

Он наших городов и сёл мечта.

Он - пенье птиц.

Он памятником стал

Всем тем, кто жизни за него отдал.

В.Воронько «Вот и лето пролетело…»

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

Вешний день, пахать пора…

"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"

С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

П. Каганова «Хлеб – наше богатство»

Сею в поле зёрна, И зерно в амбары

Раннею весною, Потечёт рекою,

А над ними светит, И его машины

Солнышко родное. Сделают мукою.

На ветру весёлом, На заводе пекарь

Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,

Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!

Золотая осень. Ешьте на здоровье!»

Н.Самкова «О хлебе»

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла. .

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив

Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.

(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)

В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:

– Где работает твоя мама?

– А ты не догадался? – удивился Коля.

– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

– И врач? – удивлённо спросил Коля.

– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных слушателей:

– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)

Я. Тайц «Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а тут что растет?

- Хлеб, внученька!

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.

Пальчиковая гимнастика

1. Божья коровушка

Божья коровушка,

Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)

В огород – бобы,

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)

2. Тесто

Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)

А верхушку сладким кремом

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай

В гости друг- друга приглашай.

3. Колосок.

Золотистый колосок, кто тебе расти помог?

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом.

А еще людские руки, что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!

Н. Красильников

4. Испечем пирожки и плюшки

Мама пироги печет, заинька не отстает

Пальчики стараются – плюшки получаются.

На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)

Мама снова месит тесто («месим»)

Отдохни,- сказала мама.

Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)

У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,

Рыбку любит кошка, бублики матрешка.

Все я это испеку, только не жалей муку.

5. Пироги

Мы печем пшеничные пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.

6. Хороводная игра «Каравай»

Как на наш весёлый праздник,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай приехал к детям.

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырём!

ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:

1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».

2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

3. Константин Ушинский «Два плуга».

4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».

5. Русская народная сказка «Колосок».

6. Э.Шим «Хлеб растёт».

7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».

8. Т.Аргези «Хлеб».

9. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».

10.Ф.Шкулева «Молотьба».

Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных.

Ещё у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, Петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес, — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья...

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть.

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из леса Лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Легкий хлеб.

Косил на лугу косарь.

Устал и сел под кустом отдохнуть.

Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк.

Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то.

Волк подошел к нему и спрашивает:

- Ты что ешь, человече?

- Хлеб, - отвечает косарь.

- А он вкусный?

- Да еще какой вкусный!

- Дай мне отведать.

- Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

- Прежде всего надо землю вспахать...

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!

- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

- И буду хлеб есть?

- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

- И все?

- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

- И спечется хлеб?

- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

- Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. "А не съесть ли мне их?" -думает. Потом говорит :

- Гуси, гуси! Я вас съем.

- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

- Какую?

- Спой нам, а мы послушаем.

- Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: "Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!"

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

- А он вкусный?

- Попробуй - узнаешь.

- Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

ХЛЕБ РАСТЁТ

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!

Мама сказала:

— Это хлеб растёт.

Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

А хлеб терпел.

Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась...

Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:

— До чего хлеб хорош!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.