17.10.2022
Родительское собрание в старшей группе.
«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей
дошкольного возраста»
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
- Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
- Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
- Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.
Ход собрания:
План собрания:
- Актуальность данной темы.
- Выступление воспитателя «Что такое мнемотехника?»
- Мастер-класс по составлению мнемотаблиц - схем для родителей.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким ни -будь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Проблемы речи детей дошкольников:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи.
- Недостаточный словарный запас.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей
- Обогащение словарного запаса.
- Заучивание стихов.
- Пересказ художественной литературы.
- Обучение составление рассказов.
- Отгадывание и загадывание загадок.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг).На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг - царевна)
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Данную методику используют при отгадывании загадок, для заучивании стихотворений, для составления описательных рассказов о предмете, явлениях в природе. (воспитатель показывает мнемотаблицу и рассказывает как по ней работать)
Итоговый результат:
- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мастер-класс по составлению мнемотаблиц - схем для родителей
Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.
Травка зеленее, солнышко блестит.
Ласточка с весною,
В сени к нам летит.
У родителей на столах лежат листы А4, цветные карандаши.