25.02.2019
1.
Ой, качи, качи, качи
Ой, качи,
качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручкая пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Поочередно касаемся головы, рук, ног.
2.
Пальчиковая гимнастика
Русская игра «Киселек»
Бабушка
кисель варила - правая рука «мешает»
На
горушечке -
«горка»
В
черепушечке -
ладони «чашечкой»
Для
Андрюшечки.
– ладони на грудь
Летел, летел
соколок -
«птичка»
Через
бабушкин порог.
Вот он
крыльями забил,
- хлопки по бедрам
Бабушкин
кисель разбил, -
руки вперед, пальцы растопырить
У старушечки -
«горка»
На
горушечке.
Бабуля
плачет: «Ай-ай-ай!» -
«вытирать слезы»
«Не плачь,
бабуля, не рыдай!» -
погрозить пальцем
Чтоб ты стала
весела, -
правая рука «мешает»
Мы наварим
киселя
Во-о-от
сколько!
- руки в стороны
3.
Чебурек
Жил
на свете человек -
«пирожки»
По прозванью Чебурек,
С
дочкой и сынишкой: -
отводят в стороны руки поочередно
С
Пончиком и Пышкой. –
«пирожок», «шарик»
А
его жена Оладья
Шила
всем соседкам платья:
- «шить иголкой»
Со
сметаною худым, -
ладони вместе
Толстым
– с кремом заварным.
– руки в стороны
4.
Стала
Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите
по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец
левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки
нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки
четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей! Идем в гости”
5.
К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)
Все друг другу руки жали. (делаем
несколько дружеских рукопожатий)
Здравствуй, Жора! (большие и
указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)
Здравствуй, Жанна! (соединяются
подушечки больших и средних пальцев)
Рад, Сережа! (соединяем в
приветствии большие и безымянные пальчики)
Рад, Снежана! (приветствуют друг
друга большие пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок? (ладошки
соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? (показать
раскрытые ладошки)
Иль рожок? (сожмем кулачки на
обеих руках)
Вот драже вам на дорожку. (малыш
раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)
Все берите понемножку! (малыш
щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)
С ручек все стряхнули крошки. (энергично
трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки… (без
комментариев :))))
6.
Потешка "Оладушки"
(постепенно по ходу стишка загибаем по 2 пальчика)
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Маше - два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
7.
ДОМИК
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
8. Чашка
Чашку в руки я беру
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю.
9. Мимические
упражнения
1)Выразить
мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду,
неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К.
Чуковского.
Чудесные превращения.
Изобразить
кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся
чашку; чайник с заваренным чаем.
2) Упражнения для языка.
Подготовим
чашечки для чая, кофе, сока.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и
свернуть язык в «трубочку».
Чашка и
блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
10. Мелкая
моторика
1) Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже Развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали.
Н. Нищева
11. Общая
моторика
1)
Импровизация движений в такт песенки.
«Ручки, спляшите разок» (французская песенка).
Ручки, спляшите разок —
Будет вам завтра пирог!
Ах вы, мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок!
12. Мелкая
моторика
1.
1)Выполнение действий в соответствии с содержанием
стихотворений.
К Жене гости прибежали.
Все друг другу руки жали.
— Здравствуй, Жора!
— Здравствуй, Жанна!
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
— Не хотите ль пирожок?
— Может коржика кусок? Иль рожок?
Вот драже вам на ладошку,
Все берите понемножку.
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Е. Карельская
13. Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
И. Лопухина
14.
Упражнения для мышц шеи
Опустить
голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением
звуков а, э.
Упражнения для жевательно - артикуляционных
мышц
Жуем
твердую морковь. Имитация жевания. Произвоить меленные и быстрые движения
челюстями.
Упражнения для щек и губ
Кувшины
с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар.
Надувать обе щеки одновременно.
Развитие речевого дыхания и голоса
Пьем
коктейль через трубочку.
(Вдох.)
Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)
Дуем
на горячий чай.
Вытянуть
губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий
чайник.
Произносить:
«Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
15.
Речевая
зарядка
Проговаривание
загадки и чистоговорки.
Я
пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше
греться не хочу.
Крышка
громко зазвенела. —
Пейте
чай, вода вскипела! (Самовар)
Взял
Валерка тарелку,
Взял
Валерка поднос.
Мне
Валерка тарелку
На
подносе принес.
16.
Психогимнастика.
Пластические этюды
Варим
суп. Имитация действий
Показать:
вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю.
Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и
режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой,
черпаете суп поварешкой.
Показать,
как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и
показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую
картофелину.
17.
Пластический этюд
Слушать
стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени
Я
три горсточки муки
Сыплю
в миску из руки,
Подолью
воды немножко,
Размешаю
тесто ложкой,
Все
с яйцом я перетру,
Тесто
я руками мну.
Разделяю
на кусочки,
Делаю
я колобочки.
Мясорубку
покручу,
Фарш
мясной я получу.
Отделяю
фарша горстку,
На
кружок кладу я горку,
Я
края соединяю,
Пальчиками
их сжимаю,
Покажу
свое уменье —
Вылеплю
я сто пельменей! И. Лопухина