25.02.2019
Дидактические
игры на определение высоты звуков.
Ступеньки. Цель:
развивать звуковысотный слух детей. Игровой
материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон,
металлофон, губная гармошка). Ход
игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой
ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и
соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки
вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует
другой игрушкой. |
Найди нужный колокольчик. Цель:
развивать звуковысотный слух детей. Игровой
материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». Ход
игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой
ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети
должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и
прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял
звучание каждого колокольчика. |
Дидактические
игры на развитие ритмического слуха.
Определи по ритму. Цель:
развивать
чувство ритма детей. Игровой
материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок
знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие
содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных
(ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают
по 2—3 карточки. Ход
игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном
из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую
половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При
повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку
можно дать большее число карточек (3—4). |
Веселые подружки. Цель:
развивать
чувство ритма детей. Игровой
материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты:
все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера
(по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход
игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом
или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия
«Светит месяц». Педагог:
Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька,
Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они
очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог
берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети
повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши.
Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. |
Дидактические
игры на развитие тембрового слуха.
На чем играю? Цель
игры: развивать тембровое чувство детей. Игровой
материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение
детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские
музыкальные инструменты. Ход
игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает
мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим
небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой
вторую половину карточки. Игру
можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов,
дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением
таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому
ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но
только дети закрывают маленькой
карточкой
соответствующее
изображение на большой. |
Музыкальные загадки. Цель
игры: развивать тембровое чувство детей. Игровой
материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход
игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся
музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или
ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный
ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число
фишек. |
Дидактические
игры на развитие диатонического слуха.
Цель:
развивать диатонический слух детей. Игровой
материал: любая игрушка. Ход
игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда
спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания
песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к
месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если
ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право
спрятать игрушку |
Колобок. Цель:
развивать диатонический слух детей. Игровой
материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших
предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это
расставляется на игровом поле в любом порядке. Ход
игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он
выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети
договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок — румяный
бок, Как же нам его найти, к деду с бабой
принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи». Все
поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от
фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой
спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко. |
Дидактическая
игра на определение жанра.
Песня, танец, марш. Цель
игры: 1.
Дать представления о первичных жанрах музыки (песня,
танец, марш), их характерных особенностях. 2.
Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой. 3.Обогащать
высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. 4.
Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки
одновременно двух жанров. Ход
игры: 1-вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или
дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает
двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру
этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и
показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и
имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен
характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это
может быть «смайлик», «лицо» - спящее,
плачущее, весёлое). 2-вариант.
Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки
соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают
их. |
Дидактическая
игра на развитие музыкальной памяти.
Слушаем музыку. Цель:
развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об
эмоционально-образном содержании музыки. Игровой
материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих
содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и
инструментальные пьесы). Ход
игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки
так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо
музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую
картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ
правильный, все хлопают. |
Дидактическая
игра на развитие восприятия музыки.
Какая музыка? Цель:
развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об
эмоционально-образном содержании музыки. Игровой
материал: проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки;
карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. Ход
игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на
фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию
рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку |