25.02.2019
Музыкальная сказка рассчитана на участие
детей подготовительной группы детско-
го сада и младших школьников. Также для
детей ее могут разыграть сами взрослые.
В представлении можно задействовать всех
воспитанников группы, продублировав
роли овощей, или сыграть спектакль малым
составом. По времени он длится 10–12 мин.
Постановка требует минимума декораций и
костюмов. Плоскостные овощи слу-
жат прекрасным украшением сказки, но
можно обойтись без них. Детям, исполняю-
щим роль овощей, достаточно надеть шапки.
В сказке нет танцев, но во время пения
персонажи находятся в движении, в соот-
ветствии с образом и событием. Например,
когда Дед описывает Бабке страшное
чудище в огороде: «Вот с такими вот глазами, ушами, зубами…», овощи охают
и в
«ужасе» закрывают
руками то глаза, то голову, то рот. А когда Пых-пых поет свою
тему, овощи в страхе прячутся за
плоскостные декорации, Бабка хватается за серд-
це, Дед пятится.
В первый выход овощей можно добавить
постановочные движения. Особую роль
играет выразительность рук: жесты, взмахи.
Обдумывая движения, отталкивайтесь
от содержания текста.
При разучивании песен обратите внимание
на музыкальные характеристики ге-
роев. Даже каждый овощ имеет свою
индивидуальность. Например, горошек бод-
рый, радостный, веселый, недаром его
попевка строится на восходящей кварте. Лу-
чок плаксивый (нисходящая малая терция).
Все дети знают загадку «Кто его раздевает,
тот слезы проливает». Картошка грузная, большая, важная. Ее значимость подчерки-
вает октавное удвоение в аккомпанементе.
Морковка веселая, радостная. Ее на-
строение передает пунктирный ритм.
Капуста растерянная, грустная (у нее «сто оде-
жек и все без застежек»).
В исполнении важна не столько чистота
интонирования, потому что диапазон до-
вольно широкий, сколько выразительность
исполнения и четкий ритм. При работе
над этой сказкой параллельно повторяются
и закрепляются такие понятия, как ин-
тервалы (секунда, терция, кварта,
квинта), пунктирный ритм, пауза. Дети начинают
вслушиваться, острее воспринимать музыку.
Через некоторое время, когда музыка
уже освоена и дети воспроизводят ее без
затруднений, начинается настоящая игра.
В качестве режиссеров могут выступать и
сами воспитанники. Они часто подска-
зывают очень интересные идеи. Главное эти
идеи услышать и помочь воплотить
в жизнь.
Появление в конце спектакля Ежика –
неожиданный сюрприз для тех зрителей,
кто не знает сюжет сказки. Можно этот
момент обыграть по-разному. Всё в ваших
руках!
Декорации
Плоскостные овощи из фанеры или картона
(горох, лук, картошка, морковь, капу-
ста, репка); дом деда и бабки; пенек и
корзина с грибами для внучки; лейка.
Роли
1. Дед.
2. Бабка.
3. Внучка.
4. Ежик Пых-пых.
5. Овощи (горох, лук, картошка, морковь,
капуста, репка).
(Перед закрытым занавесом поставить
плоскостные овощи. За репку
посадить ребенка – Ежика, так, чтобы
зритель его не видел. Дети-
персонажи в шапочках овощей стоят за
кулисами. Звучит вступление.
Занавес открывается. Овощи выходят с
разных сторон из-за кулис,
поют и танцуют.)
Собирайтесь, собирайтесь!
Наряжайтесь, наряжайтесь!
Всем сейчас на удивленье
Мы покажем представленье!
Мы расскажем вам сказку
Не про курочку Рябу,
Не про Машу и мишку,
А про Деда и Бабу.
Посадили они в срок
И горошек, и лучок,
И картошку, и морковку…
А капусту? И не только!
О самом главном не забыли –
Репку тоже посадили.
Поливали, поливали,
Поливали, поливали.
Удобряли, удобряли,
И пололи, и копали…
Выросли овощи в срок:
Готовьте побольше мешок!
(На словах «Поливали,
поливали…» передают лейку друг другу, поливают
репку.)
Овощи: По местам! Сюда идут! (Садятся за
плоскостные овощи.)
(Выходит Дед из домика.)
Время времечко идет,
Поспевает огород.
Посмотрю на наши грядки:
Все ли там у нас в порядке.
(Дед идет между овощей и заглядывает за
плоскостные декорации.)
И горошек, и лучок,
И картошку, и морковку…
А капусту?
И не только!
О самом главном не забыли –
Репку тоже посадили.
(Дед наклоняется к репке, а оттуда
раздается: «Пых-пых».)
Овощи (говорят, пока дед убегает):
Дед пустился наутек,
Скорей бабушку зовет.
Дед: Бабка!
(Бабка выглядывает из окна дома.)
Бабка: Что случилось? Кто зовет? (Выходит
из дома.)
Дед: Ты пойди-ка в огород!
Там на грядке, рядом с репкой,
Страшно чудище живет.
Под листочком сидит
И рычит, и пыхтит.
Вот с такими вот глазами,
Вот с такими вот ушами,
Вот с такой вот бородой…
Бабка (говорит, перебивая Деда):
Что ты, старый, Бог с тобой!
Стал мой Дед староват,
Стал мой Дед трусоват.
Как увидит он мышонка,
Затрясется бороденка.
Надо дедушке помочь,
Надо старому помочь.
Посмотрю сама я грядки:
Все ли там у нас в порядке.
(Бабка идет между овощей и заглядывает за
плоскостные декорации.)
И горошек, и лучок,
И картошку, и морковку…
А капусту?
И не только!
О самом главном не забыли –
Репку тоже посадили.
(Бабка наклоняется к репке, а оттуда
раздается: «Пых-пых».)
(Бабка хватается за голову. Убегает.)
Овощи (говорят, пока Бабка убегает):
Ой, беда, беда, беда!
Надо внучку звать сюда.
Бабка и Дед:
Внучка!
(Выбегает внучка из-за кулис с корзиной.)
Внучка: Ау! Ау!
Я
из лесу к вам бегу!
Набрала грибов лукошко
Отдохну сейчас немножко! (Присаживается на
пенек.)
Может, песенку пропеть?
Бабка: Внучка, некогда сидеть!
Дед: В огород скорей беги.
Помоги нам, помоги!
Внучка: Что случилось?
Дед: Ой, беда!
Страшный зверь проник туда.
(Бабка и Дед рассказывают наперебой.)
Дед: Под листочком сидит,
И
рычит, и пыхтит.
Бабка: Вот с такими вот глазами,
Дед: Вот с такими вот ушами,
Бабка: Вот с такой вот бородой…
Внучка: Ну-ка, бабушка, постой! (Отдает
корзину с грибами бабушке.)
Бабушке и дедушке
День нелегкий выдался:
В огороде под листом
Страшный зверь привиделся.
Посмотрю-ка я на грядки:
Все ли там у нас в порядке.
Посмотрю-ка я на грядки:
Все ли там у нас в порядке.
(Внучка идет между овощей, заглядывает за
плоскостные декорации и поет.)
И горошек, и лучок,
И картошку, и морковку…
А капусту?
И не только!
О самом главном не забыли –
Репку тоже посадили.
(Внучка наклоняется к репке, а оттуда: «Пых-пых».)
(Поднимает плоскостную репку, а там сидит
Ежик.)
Внучка: Вот так чудище сидит
И
на всех оно пыхтит.
Значит, будешь помогать
Урожай собирать!
(Под звучание музыки Дед, Бабка, Внучка и
Ежик уносят плоскостные овощи с авансцены. Все берутся
за руки и выполняют несколько фигур в
хороводе. Выстраиваются в линию. Кланяются и уходят
за кулисы.)