19.04.2019
Методическое
пособие по мелкой моторике
Движение
руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию
В. М. Бехтерев
I. Актуальность проблемы.
Нарушение
речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в
формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.
Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи
с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют
особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не
только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Установлено, что
существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой
моторики, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же
время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у
детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики,
ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает
интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.
Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию
мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание,
память, связную речь, обогащают словарный запас.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой
моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении,
работая совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем, родителями,
начав эту работу далеко до поступления в школу.
Цель: стимулировать речевую и
мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и
координацию движения рук.
Основные задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук
• Формировать координацию движений
• Создать условия для накопления ребёнком практического
двигательного опыта, развития навыка ручной умелости
• Способствовать развитию
творческих способностей
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия
• Обогащать словарный запас
Материал: плотный картон или фанера для основы,
горлышки от пластиковых бутылок с крышками (можно использовать горлышки и
крышки от кефира или йогурта), акриловые краски, акриловый лак.
На любых размеров плотном картоне
или фанере (можно на столе) рисуем любой
сюжет ( гусеница, дерево, облако,
бабочка, солнце, цветы и т.д.).
Раскрашиваем акриловыми красками или гуашью. Приклеиваем к изображениям
горлышки от пластиковых бутылок. Все
покрываем акриловым лаком (он без запаха, быстро сохнет и безопасен для детей).
Прикручивая пробки нужного цвета, ребенок не только создает сюжет, но и учится соотносить цвет пробки с цветом фона.
«Сухой дождь»
Материал: плотный картон для основы, белый картон, флис, вата,
атласные ленты, акриловый клей, прищепки.
Из плотного
картона вырезаем основу в виде
облака, на которую для объема
приклеиваем немного ваты. Из голубого или синего цвета отреза флиса, вырезаем
«облако» на 1,5-2 см больше чем «облако из картона». Флис приклеиваем с обратной стороны акриловым
клеем. Из цветных атласных лент шириной 4-5 см по 60-70 см делаем сухие капли
дождя. Ленты приклеиваем с обратной стороны к облаку. Приклеиваем петельку, для
того чтобы пособие можно было повесить на стену. Обратную сторону облака
заклеить белым картоном. Ребенок берет прищепку и прикрепляет её к ленте такого же цвета, что и лента. Дети не
только закрепляют знания о цветах, но тренируют мелкую моторику рук, ловкость,
тактильные ощущения (облако мягкое, пушистое, капли дождя гладкие).
«Шнуровки»
Наши любимые и такие разнообразные шнуровки. За основу взяла
плотные бытовые салфеточки. Они приятны на ощупь, разнообразны по цвету. Из них
вырезала тучки, солнышки, цветы. Дыроколом проделала дырочки для шнурков. Так
же понадобились сами шнурки. Их я подобрала разного цвета и сделала разной
длины. Развиваем моторику, развиваем тактильные ощущения и
закрепляем цвета. Так же ребятки постарше учатся завязывать узелки, плести
косички.
«Весёлые
прищепки».
Родители принесли нам разнообразные прищепки (обезьянки, ягодки, мишки, рыбки). Конечно же, идея
игры с прищепками не заставила себя долго ждать. Использовала те же салфетки, а
также гофрированные картон, бархатную бумагу, обычный картон (опять же, разнообразие для тактильных ощущений). И
вот, обезьянки на банане, ягоды на кустиках, рыбки на волнах и т. д.
«Скрепочки»
Берём обычные разноцветные скрепки, соединяем их в дорожки
разной длины (это под силу и самим ребяткам).
Дорожки можно сравнивать по длине, по цвету, можно складывать разные
геометрические фигуры, цифры, использовать на занятиях и в индивидуальной
работе.
"Коробочка с
крупами"
Взяли коробку от обуви, маленькие лопатки,
грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис),
вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним "ручки" -
крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать
мелкие игрушки, учится "писать" пальчиком буквы-цифры и пр.
"Коробочка с крышечками".
Ребенок тренируется
закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать
согласно цвета). Сделала я ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка
(сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в
крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.
"Копилки-кормилки"
из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки,
которых детки с удовольствием будут "кормить". У нас есть хрюшка
(обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были
зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы
проходили, кто что ест).
Волшебный сундук (или любая другая ёмкость).
Возьмите коробочку или небольшой ящик, в котором одну стенку
можно заменить на прозрачную. Заполните его предметами разной величины, фактуры
и формы: маленькими мягкими игрушками, геометрическими фигурками,
пластмассовыми муляжами овощей и фруктов, буквами, цифрами и т. д. Малыш будет
перебирать сокровища в волшебном сундучке и угадывать на ощупь предмет. Его
можно использовать и в качестве дидактической игры: искать предмет той формы
или величины, что указано, описывать предметы на ощупь и прочее.
Коврики и панно можно делать, как заготовочные
декорации для кукольных театров ‒ лучше пальчиковых. Хотя и куклы на руку тоже
будут хороши. Отлично смотрятся фигурки и декорация из фетра и даже из цветной
бумаги. Даже с одной фетровой фигуркой можно придумать множество разнообразных
дидактических игр и заданий (считать, учить цвета, форму, величину,
ориентироваться в пространстве, замечать, что изменилось или «чего не стало»,
сочинять истории и т. д.).
«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру».
На цветной картон
пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.
Для каждой карточки шьется чехол, в который
легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Цели и задачи: развивать мелкую моторику
рук, учить узнавать и называть геометрические фигуры:
Варианты заданий:
·
Отгадай
на ощупь и назови.
·
Отгадай
на ощупь и найди пару.
·
Отгадай
на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.
«Отгадай на ощупь цифру».
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме цифры от 1 до 20.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку.
Чехол должен быть не прозрачный.
Цели и задачи: развивать мелкую моторику рук, учить
узнавать и называть цифры
Варианты заданий: отгадай на ощупь и
назови, отгадай на ощупь и найди пару, отгадай на ощупь, выполни столько
действий, сколько обозначает данная цифра.