07.10.2019
Актуальность.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.
У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение,
развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность
воспринимать мир и действовать по представлению. Поэтому ранний возраст
является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные
произведения.
Потешки относятся к
малым формам фольклора. В основном потешки связаны с детским фольклором,
поскольку они входят в жизнь малышей задолго до того момента, когда дети
овладевают навыками речи.
Потешки – это песенки
или короткие стишки, которые сопутствуют игре с ребенком при помощи его
пальчиков и ножек, головы и ручек. Они необходимы для полноценного и
всестороннего развития малыша, именно поэтому потешки причисляются к элементам
педагогической науки. Потешки не только знакомят детей с русским языком, его
особенностями, мелодией. Они учат детей говорить первые слова, делать первые
шаги.
Использование потешек в
режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым
условиям(адаптация), позволяет формировать положительное отношение к детскому
саду. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно
влияют на детей. Соблюдение режима в детском саду будет происходить легче,
веселее и интереснее под веселые народные песенки и потешки.
Потешки помогают
наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают,
бывает ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не
могут успокоиться. В этих случаях может помочь ласковая потешка, она успокоит
тех, кто плачет или шумит.
С помощью малых форм
фольклора решаются практически все задачи методики развития речи. Звучность,
ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают
желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной
речи. Хорошо также этому способствуют фольклорно-игровые занятия. Привлекая
детей через поисковую деятельность, самостоятельность, развития фантазии.
Взрослые создают специальную среду, а ребенок попадает в мир, где может
почувствовать себя в русской народной сказке. Для развития внимания к звучащей
речи лучше совместно произносить слова, договаривать, выделять голосом
некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
ГОТОВИМСЯ
КО СНУ
ТРОПИНКА КО СНУ
Пять котят
спать хотят,
А
шестой - не спит.
Пять
котят спать хотят,
А
шестой - шалит!
Хвостиком
виляет, громко лает!
Он
бы лаял до утра,
Да
подумал: спать пора!
Мирно
хвостиком вильнул,
И
быстрее всех уснул.
И
тебе он, между прочим,
Пожелал:
«Спокойной
ночи!»
ПОТЕШКИ
«НА СОН ГРЯДУЩИЙ»
Спи,
усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все
касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать
велят.
***
Малиночка
сладенькая,
Спи,
дочка маленькая.
Баю,
баю, байки,
Прилетели
чайки,
Стали
крыльями махать,
Наших
деток усыплять.
Вот
и люди спят,
Вот
и звери спят.
Птицы
спят на веточках,
Лисы
спят на горочках,
Зайцы
спят на травушке,
Утки
- на муравушке,
Детки
все по люлечкам...
Спят-поспят,
всему миру спать велят.
***
Баю,
баю, баюшок,
В
огороде петушок.
Песни
громко поет,
Ване
спать не дает
А
ты, Ванечка, усни,
Крепкий
сон к тебе приди.
Тебе
спать - не гулять,
Только
глазки закрывать.
***
Бай,
бай, бай, бай,
Ты,
собаченька, не лай
И
в гудочек не гуди –
Наших
деток не буди.
Наши
детки будут спать
Да
большими вырастать.
Они
поспят подольше,
Вырастут
побольше.
***
Тишина
у пруда,
Не
качается вода.
Не
шумят камыши,
Засыпают
малыши
***
Ай,
качи, качи, качи,
Улетели
в лес грачи.
Не
летают гули –
Все
давно уснули.
Не
скребутся паучки –
Влезли
в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать
ложится поздненько.
Ходит
сон по хате
В
сереньком халате,
А
сониха под окном –
В
сарафане голубом.
Ходят
вместе они,
А
ты, доченька, усни.
Баю,
баю, баюшок,
Кладу
Машу на пушок –
На
пуховую кровать,
Будет
Маша крепко спать.
***
Ходит
сон по лавочке
В
красненькой рубашечке,
А
Сониха - по другой-
Сарафанец
голубой.
Они
вместе идут,
Дрему
Катеньке несут.
***
Байки-побайки,
Прискакали
зайки,
Стали
люльку качать,
Сладку
дрему навевать.
Стали
в дудки играть,
Начал
Миша засыпать
***
Баю,баю,
паренька,
На
полянке пахарька,
Н
а гулянке плясунка,
На
беседе форсунка.
***
Баю-баю,
баю-бай.
Поскорее
засыпай.
Баю-баю,
спи-усни,
Угомон
тебя возьми.
***
Баю-бай,
баю-бай,
Пойди
бука под сарай,
Пойди
бука под сарай,
Под
сараем кирпичи,
Буке
некуда легчи.
***
Баю-баю-баиньки,
Купим
детке валенки.
Наденем
на ножки,
Пустим
по дорожке.
Будет
детонька ходить,
Будет
валенки носить.
***
Люли,
люли, баеньки,
В
огороде заиньки.
Зайки
травку едят,
Насте
спать велят.
***
Люли,
люли, люли, бай
Поскорее
засыпай.
Уж
я по воду пойду,
Заек
чаем напою.
***
Ходит
сон у окон,
Ходит
к Дреме на поклон.
Ты
входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти
нам угомон.
ПОТЕШКИ
ПОСЛЕ СНА.
***
На кота потягушки,
На
дитя порастушки,
А
в ручки хватушки,
А
в ножки ходушки,
А
в роток говорунок,
А в голову разу мок!
***
Вот
проснулся петушок,
Встала
курочка.
Подымайся,
мой дружок,
Встань,
мой Юрочка.
***
Потягушечки,
потягушечки
Поперек
толстушечки,
А
в ручки хватушечки,
А
в ножки ходушечки,
А
в роток говорок,
А
в головку разумок.
Спят
медведи и слоны,
Заяц
спит и ежик.
Все
давно уж спать должны,
Наши
дети тоже.
Ночь
прошла,
Темноту
увела,
Замолчал
сверчок,
Запел
петушок.
Встала
маменька,
Открыла
ставенку.
«Здравствуй,
солнышко-колоколнышко!»
ПОТЕШКИ
ПРИ УМЫВАНИИ.
***
Ай,
лады-лады-лады,
Не
боимся мы воды,
Чисто
умываемся,
Маме
улыбаемся.
***
Водичка
серебристая
Струится
из-под крана.
И
мыло есть душистое,
Совсем
как в нашей ванной.
***
«Водичка
серебристая,
Ты
как сюда попала?»
«Через
луга росистые
Я
в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб
все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Закатаем
рукава,
Открываем кран - вода.
Моем
глазки, моем щечки,
Моем
уши и ладошки!
- Посмотрите, крошки,
- На свои
ладошки.
- Ах, какие ладошки!
- Чистые ладошки!
***
В
ручейке вода струится
В
речке плещется вода.
Мы
под краном будем мыться,
Без
воды мы никуда.
Моем
руки, моем лица
Мылом,
щеткой и водой.
Если
ты не любишь мыться,
Эту
песенку не пой.
***
Чистая
водичка
Умоет
Саше личико,
Анечке
- ладошки,
А
пальчики - Антошке.
***
Не
умыться, не напиться без воды,
Листику
не распуститься без воды,
И
потому всегда
Всем,
везде нужна вода.
***
Где
тут плещется вода.
Выходи,
водица,
Мы
пришли умыться!
Лейся
на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет,
не понемножку - посмелей,
Будем
умываться веселей.
Из
колодца принесла
Курица
водицы.
И
цыплята всей гурьбой
Побежали
мыться.
***
Кран,
откройся,
Нос,
умойся!
Мойтесь
сразу оба глаза!
Мойтесь
уши, мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся,
мойся, обливайся,
Грязь,
смывайся! Грязь, смывайся!
***
Лейся,
чистая водичка,
Ты
умой мне чисто личико,
Шейку,
ручки умывай,
Ничего
не забывай!
Мылом,
мылом чисто мойся,
Ни
о чем не беспокойся.
Мыло
не кусается, просто умывается.
ПОТЕШКИ
ПРИ КОРМЛЕНИИ.
***
Жили-были
сто ребят,
Все
ходили в детский сад.
Все
садились за обед,
Все
съедали сто котлет.
Все
потом ложились спать.
Начинай
считать опять.
***
Гойда,
гойда, люленьки,
Прилетели
гуленьки,
Стали
гули говорить,
Чем
Ванюшу накормить.
Один
скажет - кашкою,
Другой
- простоквашкою,
Третий
скажет - молочком
И
румяным пирожком.
***
Травка-муравка
со сна поднялась,
Птица-синица
за зерна взялась,
Зайка
- за капустку,
Мышка
- за корку,
Детки
- за молоко.
***
Умница,
Катенька,
Ешь
кашку сладеньку,
Вкусную,
пушистую,
Мягкую,
душистую.
***
Дубы,
дубочки,
Пеку
блиночки,
Блиночки
горячи,
Не
хотят сидеть в печи.
Блиночки
румяные
С
маслицем, сметаною.
***
А
у нас есть ложки
Волшебные
немножко.
Вот
— тарелка, вот — еда.
Не
осталось и следа.
***
На
моей тарелочке
Рыженькая
белочка,
Чтоб
она была видна,
Все
съедаю я до дна.
Пей,
дружок, томатный сок,
Будешь
строен и высок.
***
Глубоко
и мелко,
Корабли
в тарелке,
Вот
кораблик плывет,
Заплывает
прямо в рот.
***
Обед
Бери
ложку, бери хлеб,
И
скорее за обед.
***
Посадим
на ложку
Капустку,
картошку — и спрячем!
Попробуй
найди!
Не
видно на ложке
Капустки,
картошки.
И
нет на тарелке — гляди!
***
Час
обеда подошел,
Сели
деточки за стол.
ПОТЕШКИ
ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ
Вот
они, сапожки:
Этот
- с левой ножки,
Этот
- с правой ножки.
Если
дождичек пойдет,
Наденем
сапожки:
Этот
- с правой ножки,
Этот
- с левой ножки.
Вот
так хорошо!
***
Валенки,
валенки,
Невелички,
маленьки,
Опушка
бобровая,
Маша
чернобровая.
***
Завяжи
потуже шарф,
Буду
делать снежный шар.
Я
шар покачу,
Гулять хочу.
НАБЛЮДЕНИЯ
В ПРИРОДЕ.
***
Солнышко,
солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут
тебя деточки,
ждут малолеточки!
***
Дождик,
дождик,
полно
лить,
Малых детушек мочить!
***
Бабочка
- коробочка,
Ветер
или дождь!
Полетишь
- так ветер,
Упадешь
- так дождь!
***
Свет-светлячок,
Посвети
в кулачок!
Посвети
немножко,
Дам
тебе горошка,
Кувшин
творога
И
кусок пирога!
***
Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
***
Уж
ты, бор-борок,
Дай
ягод коробок,
Грибов
кузовочек,
Орехов
мешочек!
КТО
ПЛАЧЕТ ИЛИ ШУМИТ
***
Не
плачь, не плачь, детка,
Прискачет
к тебе белка,
Принесет
орешки –
Для
Машиной потешки.
Если
будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
***
Это
что тут за рев?
Уж
не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это
Вова-ревушка.
Не
плачь, не плачь,
Куплю
калач.
***
Тише,
тише, тишина,
Разговаривать
нельзя.
А
кто будет говорить,
Того
будем выводить,
Выводить,
наказывать,
Слезы
не показывать.
***
Что
ты плачешь,
«ы»
да «ы»,
Слезы поскорей утри.
Будем
мы с тобой играть,
Песни
петь и танцевать
АБРИ-ФИНИ, МОКРЫЙ НОС!
Абри-фини,
абри-кос!
Едут
слезы без колес!
Едут,
едут, ка-тят-ся!
Капают
на платьице!
Плачут
щечки, плачет нос:
«Нам
не дали Аа-бри-кооос!
Ну
подумаешь - не дали
Абри-фини,
абри-кос!
Но
зато - по-це-ло-вали В самый мокрый в
мире нос! Чмок!!!
КТО ТУТ ПЛАЧЕТ?
Кто
тут плачет,
Ой-ей-ей!
Говорят,
сынишка мой?
Нет,
не плачет мой сынок,
Зря
вы говорите!
Улыбается
уже -
Посмотрите!
ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ.
Насупилась,
нахмурилась,
Ну
вот! Совсем не Яна!
А
может, в гости к нам пришла
Царевна
Несмеяна?
Опять
капризничать начнет,
Наплачет
- океан!
Ну
вот, и слезный дождь идет -
Мы
знаем Несмеян.
Сейчас
бы лодку намечтать,
И
весла раздобыть,
И
через этот океан
Куда-нибудь
уплыть.
Туда,
где солнышко живет,
И
где растут бананы,
И
где не плачут никогда Царевны Несмеяны!
ХНЫЧУ-ПЛАЧУ.
А
у нашего Петра
Настроенья
нет с утра!
Хнычу-плачу,
хнычу-плачу,
Не
помогут доктора!
Ну
а если доктор - Дынька?
Доктор
Персик? Виноград?
Пусть
приходят, прилетают!
И
домой, и в детский сад!