18.03.2019
С ребенком
нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не
все родители умеют правильно беседовать
с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда
мы говорим о словесном общении,
следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта: воспитательный
и речевой.
1.
Воспитательный:
Обращаясь
к детям, родители стремятся
передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от
них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и
установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?
- Говорите с ребенком обо всем, что для
Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том,
как пошел Ваш день.
-
Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните,
задавая Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после рабочего дня могут подействовать
раздражающе, и все же никогда:
Не оставляйте детские вопросы без
ответа!
Не обрывайте их!
Не отнекивайтесь!
Не обходите молчанием!
Не отвечайте вопросом на вопрос! Отвечайте не общими фразами и
не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно
признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по
интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите
этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.
-
Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года,
Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!
-
Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети
быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?
·
Ребенок «намотает себе на ус», что это в
порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.
·
Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный»,
а «выгодный» ему.
·
В
некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и
даже к психическому расстройству.
Говорите только то,
что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою
жизнь посвятивший воспитанию детей говорил:
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка
только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете
ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне
ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми
путями, вы их не замечаете». И далее: «Не
самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное,
серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать
технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения
в том, что вы имеете право на
такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».
2.
Речевой
Прислушиваясь
к разговорам окружающих,
маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так
формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в
детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими
оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет,
именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует.
Все, что говорится Вами,
воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность.
Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И
если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е.
грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно следить
за своим языком. Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка
будет такой же. Если родители,
разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Маша», «воспитательница»,
то и ребенок говорить будет так же.
Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка.
Совершенно не важно, как малыш по началу будет произносить имя-отчество
воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого
человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.
Ваша
речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений.
Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет
невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его
речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание
ребенком неправильной речи
взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи,
от сюсюканья и коверканья слов, говорите
нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и
фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и
тормозящее влияние на формирование правильной речи
и овладение словарем – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет
испытывать трудности с правильным
произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет
машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его
к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными
суффиксами, недоступные слова для понимания, сложные слова в слоговом отношении. Избавьтесь
от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений (слов-паразитов
и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже, будучи в разгневанном
состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов.
Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи
не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет
напрасно.