02.10.2019
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном)
Ты
с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что
будешь делать? Почему?
Бабушка
села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно
так, а не иначе?
Ситуация
с огнём
В
квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Дым
в соседней квартире. Твои действия?
Ситуация с водой
Видишь,
что кто-то тонет. Как поступишь?
В
квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Почему?
Дети
получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые
ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать
отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
Почтовый
голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха.
Задача детей: организовывать
доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые
бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
Собака Жучка
приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего
пострадали звери, поломаны деревья.
Задача детей: собрать специальную посылку
с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
В уголке
«Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.
Вопрос
детям: почему
лапка забинтована, что могло произойти?
Лежит
бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения
«печальных» цветов.
Задание
детям: высказать
свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
В уголок
«Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!»
Чем может грозить его появление в лесу?
В уголке
«Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание
детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
Сказка
«Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)
Сказка
«Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
Тема: «Грибы»
Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные,
а какие нет.
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают,
из какого материала это сделать.
Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только
фрукты. Можно ли напиться?
Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы
прийти в детский сад, не промочив ноги.
Тема: « Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема: « Погодные условия»
Отправились в путешествие по Африке,
но какую одежду взять с собой, чтобы
было комфортно.
Тема: « Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне
колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема: «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из
леса.
Тема: «Объём»
Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не
прозрачные и с узким горлышком.
Тема: «Погодные условия»
Одна подруга живет далеко на Юге, и
никогда не видела снега. А другая -
живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать,
чтобы одна смогла увидеть и снег, а
другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
Тема: « Измерение длины»
Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает,
какая дорожка длинная, а какая короткая…
Тема: « Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он
никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема: «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
Тема: «Почва»
Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут
расти лучше.
Тема: « Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В
школу нужно торопиться. Думал – думал
Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.
Что делать?
Тема: « Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
Тема: «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка
предложил ему спасательный круг. Но он
все равно боится, и думает, что утонет.
Тема: «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет
его прочесть из-за очень маленького шрифта.
Тема: «Средства связи»
У слонёнка заболела бабушка. Надо
вызвать доктора, но он не знает как.
Тема: «Свойства бумаги»
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для
этого бумажный кораблик?
Тема: « Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать
много пригласительных билетов за короткий срок?
Тема: «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она
затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
Тема: «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ
ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно,
босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала,
искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как
дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто
ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша
напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес,
случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как
Маше донести их до места, где живет медведь?
«Помоги
Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги.
Чем Золушке раскатать тесто?
«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в
честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье
разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья
купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной
формы?
«Рассеянный
Петя»
Решив отправиться в поход, дети
договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились
за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и
скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей
рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая
лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая
предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без
палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
СИТУАЦИОННЫЕ
ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ
«Открытки для
Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на
день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все
открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции.
Что делать с оставшимися девятнадцатью?
«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась
ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу
любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень
довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на
Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать
бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году
мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что
Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле
решить эту проблему.
«Молочные
проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много
молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может
использовать все это море молока?
«Корзинки для
козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый
день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой
и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась.
Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело,
но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И
тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила
двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему
становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что
ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник
не знал. Как бы вы их использовали?
«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась
беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо —
кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное»
наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил
все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в
металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона
скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их
использовать?
Итак, дети решают проблемные ситуации,
используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной
ситуации покажем, как используется алгоритм.
Буратино уронил
золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и
есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но
не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на
поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение
оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение
ресурсов, которые помогут получить этот результат.
ОХ и АХ собрались
в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось,
что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что
они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
В город приехал
цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в
городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?
Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям
города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
Знайка попросил
Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал
говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не
умеют. Как быть?
Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков,
потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать,
потому что не умеет писать.
В королевском
саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко,
что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю
овладеть этим яблоком?
Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что
только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это
сделать.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и
закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма
печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы
межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача
педагогов.
- Галина
Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
- А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
У Кати
укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
Ника пришла
в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?
Саша до сих
пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
- Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?
Дети
вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в
раздевальную комнату и кричит.
Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
Дети рисуют.
У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и
пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
Елена
Ивановна разговаривает с младшим воспитателем Татьяной Алексеевной. Маша кричит.
- Елена Ивановна , а Оля не отдает мою куклу.
Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Елена Ивановна Маше?
Группа
мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
Утром Слава
играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и
сказал Славе.
- Ты предатель.
Рома обиделся.
Как ты думаешь, почему?
Рита и Саша
дежурные в уголке природы. Саша сказал.
- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?
В
раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и
говорит.
- А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
Света
выходит в раздевальную и громко говорит.
- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему
обиделась Света?
Во время
обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит.
- Не нужна мне ваша добавка.
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
После обеда
дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
- Поправьте мне одеяло.
- Я хочу в туалет.
- А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы?
Во время
полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться,
толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
Никита громко сказал.
- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К
ЗАНЯТИЯМ
Цель: воспитывать у детей уважение и
терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и
национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,
личностного своеобразия,
внешнего облика, физических недостатков.
Ситуация
В сказке
"Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому
что она была у них
служанкой, мыла и
убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) Не взял бы на бал,
ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее
не хватило приглашения;
в) взял бы с собой,
потому что все люди равны.
Ситуация
Однажды утром, когда
дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя
чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина,
приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты
поступил на месте детей?
а) Засмеялся и стал
показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";
б) пригласил девочек
вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей
тарелке, как будто никто не пришел.
Ситуация.
В группу пришел
новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня
стал дразнить его. Что
бы ты сказал Ване?
а) Посмеялся бы вместе с
ним над новичком;
б) не обратил внимания
на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка,
стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
Ситуация
Однажды дети проходили
мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они
а) засмеялись, показывая
пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону,
чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
Ситуация.
В сказке
"Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город,
потому что считали его
маленьким и глупым. Они
так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?
а) Так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с
собой;
в) оставил бы дома, но сказал: "Ты
останешься за хозяина".
Ситуация
Обитатели птичьего двора
из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что
он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли
вели себя птицы? Как
поступил бы ты?
а) Правильно; я поступил
бы так же;
б) неправильно; не
дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря
на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы
СИТУАЦИИ
НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»
«…люди не знали об опасности»
Обследовать
уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание;
воспитывать желание следовать правилам безопасности.
«…в детском саду объявили тревогу»
Учить детей
правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о
мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность
действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
«…съесть незнакомую ягоду»
Учить понимать,
что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со
съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными
предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать
чувство меры.
«…собака напала на ребенка»
Учить детей
действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить
знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать
представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли
полными предложениями; воспитывать любовь к животным
«…взлететь высоко, как птица»
Познакомить детей
с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником
заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними
питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому
«…питаться только сладостями»
Дать
представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с
некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты
приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать
словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.