Творческие задания на развитие пантомимики у детей

02.10.2019


1. Показать (руками или пальцами) :

-  стой на месте!

-  идем со мной!

-  до свидания!

-  давай помиримся!

-  я люблю тебя!

- я боюсь!

2. Показать частями тела:

- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

- как твой палец говорит: «Иди сюда»;

- как твой нос говорит: «Мне это не нравится»;

- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

 

Пантомима для детей.

Да, пантомима начинается.

Предлагаем ее примеры для детей разного возраста:

Дети 4-х лет могут показать:

Плечи говорят: Я горжусь

Спина говорит: Я слишком стар

Палец говорит: Иди сюда! Стой на месте! Ругает кого. «До свидания»

Председатель говорит: Да! Нет!

Что делает ухо: Я слышу птицу

Что делает нос: Нюхает цветок

Как рот говорит: М-м-м, я люблю это варенье.

 

 

 

 

К 2

Дети 5-6 лет уже могут следующее:

Лесная поляна.

Мимические загадки, отгадывают зрители. К терему прибегают различные звери, петух кукарекает, мышка бежит, медведь переваливается, лиса крадется, различная ходьба. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, спешит женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок и т.д. вырвем репку. С помощью мимики и жестов воспроизвести сказку "Репка" (без слов).

 

Погода. Покажи, что ты чувствуешь, когда:

- На дворе очень холодно;

- Идет теплый дождь и можно гулять под ним;

- Светит солнце и очень жарко.

 

Покажи хода

• очень спеша человека;

• человека, у которого давят ботинки;

• Задавака;

• Копухы;

• человека, о чем размышляет.

• человека, почему радуется.

• человека, переходящего по узкому мостику, а кругом вода;

• манекенщицы;

• солдата.

• балерины.

 

 

 

 

 

 

К 3

Три медведя. Показать, как:

- Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка собирают ягоды;

- Три медведя возвращаются домой;

- Что они сделали, увидев съеденную кашу и смятую кровать. Аналогично можно через пантомиму показать сказку «Три поросенка».

 

Показать, как мама:

- Укачивает ребенка;

- Подметает пол;

- Вытирает пыль с мебели;

- Моет посуду;

- Пользуется пылесосом;

- Накрывает на стол;

- Развешивает белье;

- Сгребает листья;

- Поливает сад;

- Примеряет новую шапку;

- Читает газету;

- Играет с котенком;

- Набирает телефонный номер;

- Чистит туфли;

- Прогуливает собаку.

 

Дружеские зверят.

Показать проявления одинаковых ощущений у разных зверей:

- Грустного зайца пришли утешать медведь, волк, еж, лягушка, петух;

- Радуются звери (лягушка, мышь, петух, заяц, еж) победе над сильными и злыми волками, медведями, лисой.

- Показать зверей, заблудившихся в лесу.

К 4

Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:

• библиотекаря;

• учителя;

• капитана теплохода;

• тракториста;

• милиционера;

• регулировщика движения;

• маляра;

• плотника;

• учителя;

• почтальона;

• сапожника;

• птичника;

• повара;

• доярки;

• столяра

 

Зимние развлечения. Показать отдельные сценки:

«Играю в снежки»;

- «Снег попал за воротник, шею»;

- «Снежок больно ударил по ноге»;

- «Катай большой снежный ком»;

- «Иду на лыжах»;

- «Катаюсь на коньках».

- «Расчищает дорожку от снега»;

«Везу санки с малышом.

 

 

 

 

 

К 5

Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции, ребенок почувствует, когда она увидит, что:

• щенок повредил себе ногу;

• когда собаке отдавили лапу;

• когда ты ложишься спать;

• когда ты потерялся;

• когда на улице очень холодно;

• когда у тебя болит живот;

• когда на тебя прыгнул крупная собака;

• если кто отнимает у тебя мороженое;

• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.

• когда попал на день рождения;

• когда светит солнце.

• навстречу бежит большой пес;

• если в жаркий день искупаться в реке;

• сильный бьет слабого.

Кроме двигательной активности, пантомима помогает входить в игровой образ, развивает воображение, положительные эмоции, воспитывает пластичность детского тела.

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 6

Детские игры-пантомимы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ «КОМПОТ»

Эта веселая музыкальная игра не только поднимет настроение собравшимся, но и поможет им проявить свои музыкальные способности и почувствовать себя в образе музыкантов. В зависимости от количества играющих, дети делятся на несколько команд (не более 5—6 человек в каждой).

Каждая команда получает одинаковый инвентарь: ложки (деревянные и металлические), бутылки (разных форм и размеров), стеклянные стаканы или фужеры, трещотки, детские погремушки, металлические кастрюли и чашки, деревянные молоточки и прочее. Затем играющие распределяют между собой роли гитариста, гармониста, клавишника и т. д. и пытаются изобразить не только манеру их поведения во время игры, но и сыграть связную и красивую музыку. На подготовку к игре отводится несколько минут, чтобы дети могли опробовать звучание всех своих «музыкальных инструментов» и распределить, кто на чем будет играть.

Ведущий объявляет конкурс на лучший шумовой оркестр и представляет первую из соревнующихся команд. Желательно, чтобы команды выбрали для себя шуточные названия, связанные с музыкой. После просмотра выступлений выбирается победитель. Им становится та команда, шумовой оркестр которой был самым смешным и веселым.

 

 

 

 

 

 

 

 

К 7

ХИ-ХИ, ХА-ХА

Можно играть как большому числу игроков, так и в маленькой компании. Ребята делятся на команды и выбирают капитанов. Ведущий пишет на небольших карточках слова и, перемешав их, предлагает каждой команде вытянуть по одной. Количество карточек должно равняться числу команд.

На каждой карточке написано только одно слово. Играющие должны придумать веселую историю об этом слове и показать о нем сценку без слов, но с озвучиванием. Озвучивает ее капитан команды. При этом он не произносит загаданного слова, а пропускает его. Задача остальных отгадать, что же за слово задано этой команде.

Рассказ обязательно должен быть веселым, иначе он не засчитывается. Приводим пример рассказа про родителей, где слово «мама» заменяется словом «эта», а «папа» – словом «этот».

«Эта», вся кудрявая и намарафеченная, вернулась из салона. Заглянув в предъявленные мной документы (дневник), «эта» ужаснулась и, закрыв глаза, поставила в них свой автограф. Приполз «этот» и сразу же поплыл на камбуз. Разделавшись там с жирной уткой, «этот» упал возле ящика. За разбитое окно и обиженную мной кошку «эти» ругать не стали, и я, облегченно вздохнув, решил, что день удался на славу.

Варианты слов: мама, рыцарь, жадина, драчун и прочие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 8

«ЧАРЛИ»

Одним из замечательных актеров, умевших рассказывать публике без слов, только жестами и мимикой, веселые и комические истории, считается Чарли Чаплин. На его примере можно попробовать развить у детей творческое начало и научить их относиться ко всему с юмором.

Ведущий записывает на листочках названия различных профессий: маляр, скрипач, сапожник, боксер, клоун, балерина, шофер, учитель, повар, космонавт, милиционер, лесоруб, карманник, разведчик и т. д. Эти карточки сворачиваются и тщательно перемешиваются. Каждый участник игры должен вытянуть один билет и, подготовившись, изобразить окружающим человека данной профессии, пользуясь только жестами, мимикой и пластикой. Остальным предстоит отгадать, кого изображает «пародист».

Продолжать «представление» можно долго, меняя лишь тематику. Например, изображать не человека определенной профессии, а действия человека в той или иной ситуации. Ситуации могут быть такими: болит живот, дергают зуб, учат уроки, крадут конфеты и прочие.

А чтобы игра проходила интереснее и чтобы отгадать, что изображает тот или иной игрок, было намного сложнее, ведущий не должен объявлять игрокам тематику игры или же должен сочетать в одной игре сразу несколько тем. Например, билеты могут быть такими: когда собаке отдавили лапу, когда отнимают мороженое, уборка квартиры, полет во сне и т. д.

Чем более разнообразны и не схожи по теме задания, тем сложнее угадать правильный ответ и тем занимательнее будет игра.

 

 

 

К 9

ВЕСЕЛЫЕ ШУМЫ?

Перед началом игры ведущий должен провести небольшую тренировку. Он называет какое-либо животное, а играющие должны изобразить, какие звуки оно издает. Например, при слове «корова» все мычат, «кукушка» – все кукуют. Затем то же самое происходит с озвучиванием действий и предметов. Например, ведущий называет «дверь», все изображают ее скрип, говорит – «ем», все изображают процесс еды, сопровождая его чавканьем, и т. д.

После тренировки играющие делятся на несколько команд и ведущий объясняет им условия игры, которые заключаются в том, что ребятам зачитывается рассказ, а они должны его озвучить, а потом воспроизвести в виде сценки. В следующий раз озвучивать и пересказывать участники будут самостоятельно. Победившей считается команда, наиболее интересно озвучившая и показавшая свое мастерство.

Рассказ должен непременно содержать как можно больше действий, требующих озвучания. Он может быть, например, таким: «Идет лошадь по дороге и подпевает пьяному мужичку, сидящему в телеге. Проезжает она мимо дерева, на котором сидит соловей и напевает веселую песенку. Рядом, в гнезде, кричат голодные птенцы. На полях возле дороги пасутся козы и коровы, а пастух спит неподалеку. Где-то вдалеке раздается звук охотничьего рога, а за ним и яростный рев загнанного в ловушку медведя. Темнеет. Над головой начинают проноситься летучие мыши и из леса раздаются страшные звуки: воют волки, кричат совы.

Появилось село. Мужичок ударил лошадь плетью – и она побежала быстрее. Колесо заскрипело. Остановив животное возле дома, мужичок слез и зашагал к воротам, ведя лошадь на поводу. Открыв их, он вошел во двор. Через несколько минут он уже спал».

К 10

«НЕСМЕЯНА»

Эта игра позволит детям поставить себя на место известных сказочных персонажей, которые пытались рассмешить плаксивую царевну Несмеяну, и попробовать выполнить то же самое задание. На вопрос, так ли это легко, как им казалось это во время прочтения сказки, они смогут ответить только после игры.

С помощью считалочки выбираются царевна Несмеяна и царь Берендей. Остальные дети играют роль шутов. «Несмеяна» и «царь» помещаются на возвышение. Задача «Несмеяны» – ни в коем случае не рассмеяться, как бы ее ни смешили. Задача «царя» – выбрать лучшего из играющих.

После распределения ролей «царь» объявляет своим подданным, что тот, кому удастся рассмешить его дочь «Несмеяну», получит от него в награду (призом в данном случае может быть какая-либо сладость) самый дорогой подарок, который у него есть.

Играющие поочередно в течение минуты должны рассмешить «Несмеяну». Тот, кому удается это сделать, получает приз и обменивается с «Несмеяной» ролями. Игру можно продолжать до тех пор, пока на месте «Несмеяны» не побывают все игроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 11

«БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!»

Очень часто дети изображают или рисуют шаржи на соседей по парте или преподавателей, поставивших не слишком хорошую оценку, на приятелей и знакомых. Это любимое детское занятие можно переделать в веселую юмористическую игру.

Существуют два способа. Первый – художественный, когда ребятам предлагается изобразить дружеский шарж на всех присутствующих. Если это задание кажется слишком легким, его можно немного усложнить: например, нарисовать портрет друга с завязанными глазами или же всей командой изобразить петуха. В этом случае каждый участник игры рисует только часть, а все остальное дорисовывают другие игроки по очереди, также с завязанными глазами.

Второй – пантомима. В этом случае каждый игрок вытягивает заранее подготовленную карточку с фамилией одной из известных личностей. Его задача – с помощью мимики изобразить выражение лица этого человека, так, чтобы окружающие смогли догадаться, что за великая личность с ними присутствует. Для усиления образа можно использовать и разнообразные аксессуары: шляпы, галстуки, платки, чтобы показать его как можно ярче.

Если же ребятам долгое время не удается догадаться, кого же изображает «артист», он должен показать, также с помощью жестов и мимики, чем занимается эта личность, или же что-то, связанное с нею, чтобы облегчить задачу окружающим, например походку или любимую позу.

 

 

 

 

 

К 12

БЕСЕДА ГЛУХОНЕМЫХ

Наверняка многие видели фильм о глухонемых, но мало кто ни задумывался над тем, а легко ли актерам было играть эти роли. Эта игра позволяет не только внести юмор в компанию, но и убеждает детей в том, что к глухонемым не стоит относиться пренебрежительно, надо уважать их.

Все участники игры делятся на пары, напарники будут изображать двух глухонемых. Ведущий, наедине, объясняет одному из игроков пары то, о чем он должен поведать своему собеседнику. Затем все рассаживаются полукругом, оставляя свободным центр.

Первая пара, выйдя на середину, изображает неожиданную встречу двух глухонемых, затем один из них (получивший задание) начинает рассказывать партнеру свою историю. Его друг должен, также жестами, задавать своему спутнику вопросы, а тот, следовательно, отвечать на них. На беседу игрокам дается не более 5 минут, а затем игроку, который внимал, необходимо рассказать, что же он понял из увиденного? Ведущий сопоставляет его ответ с тем, о чем на самом деле рассказывал игрок, и знакомит с ним окружающих.

Темы бесед можно выбрать абсолютно любые: рассказ о том, как собаке отдавили лапу и игрок ее лечил, о поездке на рыбалку, о посещении музея и т. д. Чем разностороннее и обширнее выбранная тема, тем интереснее пройдет игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

К 13

«УЗНАЙ ДРУГА»

Эта игра требует большой подготовки. Ведущий должен наедине опросить всех присутствующих о самых интересных случаях, происшедших с ними в жизни, об их прежних кличках и любимых занятиях. Затем ему надо по этому рассказу составить веселое заключение о сущности этого ребенка и только потом предложить его окружающим, задача которых – по описанию определить, о ком же из присутствующих идет речь. Ведущий выбирает одного игрока (кроме того, кто был загадан) и просит его изображать все, что он начнет словесно описывать.

Естественно, что тот, кто узнал себя, не должен подавать вида. Можно также предлагать окружающим веселые описания известных личностей. В этом случае «пародисты» должны знать задание и стремиться наиболее точно передать основные черты своих «героев».

Описание может быть таким:

«Эта малоизвестная личность так мала ростом, что иногда задевает головой потолок. Одна рука у этой личности кажется короче другой, потому что постоянно согнута и держит микрофон. Любит петь, а иногда и танцевать. Ее никогда не пригласит в гости карлик, но зато с Гулливером они бы точно подружились». (Филипп Киркоров)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 14

«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ САМИ»

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5—6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили были…» и заканчивающуюся: «Ну надо же!»

По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

 

ВЕК НЫНЕШНИЙ, ВЕК МИНУВШИЙ

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий объясняет им, что они должны представить себе, будто все они вернулись из школы с шестью двойками. Их задача – изобразить, что же будет происходить дома после их возвращения. Но первой команде необходимо проиграть эту ситуацию в образе семьи неандертальцев, второй – в древнеславянской семье. Третья команда поведает, как бы это происходило при Петре Первом, а четвертая воспроизведет все в настоящем времени.

В зависимости от количества команд, задания будут увеличиваться. Например, эту же ситуацию можно предложить воспроизвести в будущем, среди «аборигенов» или «китайцев», и т. д. Само задание также может меняться: например, на «признание в любви», «охоту» и т. д. На подготовку командам отводится 6—7 минут. Победителем считается та команда, которая живописнее воспроизведет данную ситуацию.

 

 

К 15

«ЩАС СПОЮ»

Все дело в том, как ее спеть. Эта игра поможет детям не только проявить свои музыкальные способности, но и свой артистизм и умение вживаться в заданную роль.

Способов проведения игры множество. Например, каждая команда может подготовить и спеть любую шуточную песенку несколько раз, но первый раз спеть, как бы это сделал пьяный человек, второй – как бы ее спел заика, третий – как споет человек с каким-либо акцентом (иностранец), и т. д.

Второй вариант игры можно назвать «Тоже мне – канарейка». Каждая команда должна вытянуть карточки с названиями животных и птиц и попытаться исполнить их голосами какое-либо произведение и придумать ему название.

Карточки могут иметь такие надписи:

1. Спеть песню мартовского кота.

2. Спеть утреннюю серенаду петуха.

3. Спеть собачью песню, посвященную луне.

4. Исполнить ослиную серенаду.

5. Спеть мышиную песенку, посвященную коту.

Можно играть и по-другому. Каждая команда выбирает веселую песенку и поет ее в образе какого-либо животного или птицы. Например, «хор» исполняет песенку «Антошка» голосами соловья, петуха, кота, коровы и т. д. Или же предложите команде исполнить эту же песню всем вместе, но только разными голосами. Надо лишь распределить, кто и голосом какого животного или птицы будет петь.

После подведения итогов ведущий предлагает играющим исполнить всем вместе любое современное произведение подобным же образом, и назвать его можно песенкой веселого зоопарка.

   

К 16

«А НЕ ПОГАДАТЬ ЛИ ВАМ НА СЧАСТЬЕ?»

Оказывается, обычные предсказания могут быть очень веселыми и забавными, и воспринимать их серьезно не стоит. Данная игра поможет в этом убедиться.

Каждый записывает на листочке свое предсказание, непременно шуточное и веселое. Все эти листочки аккуратно сворачиваются и помещаются в шапочку, где тщательно перемешиваются. С помощью считалочки выбирается цыганка. Ей и вручается шапочка с предсказаниями.

Игрок, который выполняет роль гадалки, должен перевоплотиться в этот образ (для этого можно использовать грим и аксессуары) и затем предлагать собравшимся свои услуги. Каждый желающий узнать свою судьбу вытаскивает из шапочки любую бумажечку и читает предсказание.

Предсказания могут быть такими:

1. «Завтра ты не найдешь три рубля»

2. «Не ходи в школу, будет контрольная»

3. «Будь осторожен, иначе подхватишь смешинку»

4. «Оставляй сладости другим, тогда непременно станешь фотомоделью»

5. «Одаришь всех рублями, быть тебе богатым»

Победителей в этой игре, конечно, нет, но можно выбрать самое оригинальное предсказание и наградить его автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 17

ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ

Игра на перевоплощение – и проводится она под музыку.

Ведущий каждые 2—3 минуты называет какого-либо животного, а играющие должны сразу же перевоплотиться в него. Например, ведущий говорит: «Гуси», и ребята сразу же начинают танец гусей (сидя на корточках); объявляет: «Обезьяна», и все перевоплощаются в обезьян. Далее в репертуаре – исполнение танцев лебедей (танец умирающего лебедя или лебединое озеро), пляски дельфинов в воде, медвежья походка в тайге – и прочее, что на ум придет.

Во время игры ведущему надо записывать, кто из играющих лучше изобразил танец того или иного животного. По окончании игры подсчитываются результаты: кто лучше и больше исполнил танцев. Если победителей оказалось несколько, между ними можно провести дополнительный конкурс. Например, предложите исполнить восточный танец живота, танец пятки или уха.

 

«ПЕРЕВОДЧИК»

Ведущий предлагает слова, которые нужно объяснить на языке мимики и жестов, то есть перевести. Каждый из ребят получает свое задание, о котором окружающие знать не должны. На подготовку дается минута, затем участник должен объяснить окружающим на языке жестов и мимики свое слово, а остальные игроки – отгадать его. Слова лучше использовать жаргонные: заморочка, кайф, наезд, отпад, прикол, тащиться, тусовка и т. д. Побеждает тот, кто оригинальнее и понятнее сможет объяснить значение своего слова.

 

 

 

 

К 18

ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ

Для детей старшего возраста. Некоторые профессии, как, например, журналиста, комедийного актера и циркового деятеля, сами по себе являются очень событийными и насыщены встречами с весельем и юмором, поэтому их можно использовать для игры. Например, организуйте игру в журналиста. Она поможет не только поднять настроение, но и заставит мыслить.

Играющие тянут жребий и выбирают «журналиста». Все рассаживаются полукругом. «Журналист» подходит к каждому и задает какой-либо вопрос. Играющие должны дать на него шуточный и веселый ответ, другие ответы не принимаются. За каждый остроумный ответ «журналист» дает игроку звездочку (или какой-то другой жетон), а после игры подсчитываются результаты. Тот, у кого оказалось больше жетонов, становится «журналистом».

Предлагаем варианты вопросов и ответы на них:

1. С чем бы вы могли сравнить подсказку?

Ответ: со скорой помощью.

2. Нужен ли урок целования в школе?

Ответ: а для чего же тогда вообще нужна школа, если не учить жизни?

3. С кем можно сравнить отца после родительского собрания?

Ответ: с разбушевавшимся Фантомасом.

4. На что похож классный журнал?

Ответ: на лебединое озеро.

5. На кого похожи директор и завуч?

Ответ: на братьев-разбойников.

6. С чем у вас ассоциируются каникулы?

Ответ: с лучом солнца в темном царстве.

7. Какие события в школе можно назвать штурмом Зимнего?

Ответ: поход в столовую.

К 19

8. С чем можно сравнить цыганский рынок?

Ответ: с учительской после зарплаты.

9. Что для вас кайф, а для родителей катастрофа?

Ответ: каникулы.

10. На кого похож скупой рыцарь?

Ответ: на завхоза.

 

«ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ»

Играющие делятся на две команды – и каждая из них рассаживается по кругу так, чтобы расстояние между сидящими равнялось 30 см . Каждой команде дается большое яблоко. По сигналу ведущего, обе команды должны передавать яблоко по кругу 5 раз, но в первом круге они передают яблоко так, как бы это сделали птицы, то есть без рук: ногами. Второй круг – изображая пеликанов, то есть держа яблоко подбородком; третий раз – в образе баранов – лбами, четвертый – на манер волков – зубами, а пятый круг – локтями.

Задача игроков – не уронить яблоко и передать его по кругу пять раз, постаравшись сделать это быстрее команды соперников. В случае, если яблоко падает, команда считается проигравшей.

 

«А ВОТ ВАМ И РЕКЛАМА!»

Играющие делятся на команды по 3—4 человека. Каждая команда называет соперникам предмет, для которого им нужно придумать шуточную рекламу с участием известных личностей кино и музыки. На сочинение рекламы отводится не более 5 минут. Победитель выбирается голосованием, учитываются остроумие и оригинальность оформления.

 

 

 

К 19

«ИЗ КАКОЙ МЫ СКАЗКИ?»

Играющие делятся на две команды и рассаживаются по кругу. Один из игроков первой команды садится в центре круга и зачитывает небольшой кусочек из какой-либо сказки. Задача играющих – отгадать, отрывок из какой сказки им зачитывают. После того как сказку, предложенную первой командой, угадает вторая, команды меняются ролями.

Сказки должны зачитываться таким образом, чтобы их было сложно отгадать и чтобы они звучали весело. Например, можно зачитывать только первые слоги каждого слова: «Жи… бы… де… и ба…» – то есть: «Жили были дед и баба», и т. д. Можно читать сказку, пропуская в ней все глаголы и заменяя их жестами и мимикой. Когда сказка угадана, ведущий объявляет, что ее надо теперь исполнить тем, кто ее угадал. Но исполнять следует так, чтобы сказка получилась такой же веселой, как и рассказ про нее.

 

ПАНТОМИМА

Каждый участник должен в течение двух минут с помощью жестов, движений и мимики показать смысловое значение слова, которое он вытянул. Остальным предстоит угадать, что изображает играющий. Они могут задавать ему дополнительные вопросы, на которые отвечать следует только мимикой и жестами.

Действия могут быть такими: подметание пола, накрывание стола, чистка туфель, развешивание белья, мытье посуды, езда в переполненном автобусе. Можно изображать походки: балерины, старика, солдата, манекенщицы, человека, у которого жмут ботинки, скрипача, боксера и прочих.

При желании задание усложняется: например, попросите воспроизвести образ какого-либо литературного персонажа или героя фильма.

К 20

«ВЕСЕЛЫЙ СКУЛЬПТОР»

Все играющие делятся на пары, а затем каждая вытягивает задание. На подготовку ребятам дается 3—4 минуты.

Пары должны изобразить статуи на заданную тему, а остальным предстоит догадаться, в честь чего «скульптор» воздвиг такой «памятник».

Темы для статуй могут быть такими: в честь обжор, любви, в честь стражей порядка, медиков, учителей и т. д. В этой игре учитывается самое оригинальное воплощение.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ «ДУЭЛЬ»

Могут играть как две команды, так и более. Они рассаживаются друг против друга и с помощью считалочки или жребия определяют, кто начинает игру.

Команды поочередно задают друг другу вопросы, взятые из любых песен и какого угодно содержания. Например: «Что же это сделалося в мире, что же это сделалось с людьми?» Команде соперников предстоит ответить на этот вопрос строчкой из любой другой песни. После этого роли меняются. Выигрывает команда, которая быстрее и остроумнее ответит и задаст вопросы.

На втором этапе игры команды должны спрашивать о чем-то друг у друга, но при этом вместо воспроизведения песенных слов им надо изображать их. Задача соперников – угадать изображаемую песенную строчку.

 

 

 

 

 

 

 

К 21

«КАПУСТА»

Из игроков ведущий выбирает двоих. Их задача – за минуту надеть на себя как можно больше одежды: двое штанов, три пары носков, платок, две шляпы – и таким образом изобразить «копушу» или «капусту», который пришел в гости и никак не может самостоятельно раздеться. Желательно еще связать ему руки. Еще одно условие: одежда, которую предстоит надевать на себя игрокам, лежит вся вместе, а значит, кто не успел, тот опоздал. Игра проводится до тех пор, пока все желающие не поучаствуют в ней.

 

«МЮНХГАУЗЕН»

Эта игра – на воображение. Ее можно организовать как среди команд, так и между отдельными игроками. Победителем считается самый «мюнхгаузенный», то есть тот, кто придумает и расскажет самую смешную, веселую и невероятную историю, изображая при этом повадки барона Мюнхгаузена. Пересказывать или переделывать анекдоты в данной игре запрещается. Главным героем истории непременно должен быть сам рассказчик.

 

«ВЕСЕЛЫЙ ПОЧТАЛЬОН»

Играющие делятся на две команды. Первая должна придумать веселую телеграмму, адресованную, например, директору школы или родителям, а команда соперников – шуточную телеграмму-ответ. При этом ответы должны посылаться в виде небольших сценок-пантомим, а вопросы – в виде рассказа.

Телеграммы можно адресовать сказочным персонажам: Кащею, Бабе-Яге, домовенку Кузе и прочим, а также известным актерам или присутствующим в команде соперников участникам. Выигрывает команда, которая придумает самую смешную телеграмму.

К 22

КТО СЪЕЛ КОНФЕТУ?

Из играющих выбирается тот, кто будет искать пропажу, и на некоторое время он удаляется. Ведущий просит всех закрыть глаза, затем выбирает игрока и дает ему конфету. После этого возвращается ведущий и начинает искать того, кто держит за щекой конфету. Остальные делают вид, что у каждого из них тоже есть конфета, то есть изображают сладкоежек – жуют, чавкают и тому подобное.

Чтобы определить обладателя настоящей конфеты, ведущий задает каждому вопросы, на которые следует дать понятный ответ: мычанием, жестами или каким-то другим образом. Задача ведущего – задать такой вопрос, на который можно будет ответить только словами; задача игроков – не допустить, чтобы настоящий сладкоежка был обнаружен.

Если игра будет продолжаться слишком долго, то настоящей конфеты, конечно, не останется; поэтому, в случае затягивающихся поисков, ведущий просит всех ребят отпить воды, и в этот момент следит за игроками, которые не должны проглатывать конфету до окончания игры.

 

«ВЕСЕЛАЯ МАСКА»

Играющие делятся на группы по 3—4 человека, затем выбирают «маску», то есть того, кого они будут маскировать. Задача игроков – придумать и наложить на «маску» самый смешной макияж, который подходил бы для конкурса шутов или клоунов. Группа должна не только нанести грим на «маску», но и создать на ее голове самую экстравагантную прическу. Когда «маска» будет создана, она должна обыграть свою роль. Выигрывает группа, которой удастся воссоздать самое невероятное и смешное изображение.

 

 

К 23

«ПОВАРЕНОК»

Кулинарные конкурсы и игры также можно сделать очень веселыми и смешными. У этой игры несколько способов воплощения, и принимать участие в ней могут как двое игроков, так и несколько команд или групп.

Вариант первый: ведущий предлагает командам представить себя в образе квалифицированных поваров и приготовить из предложенных продуктов (овощей, ягод и фруктов) композиции «клоун», а победителю игры разрешить съесть эти творения.

Вариант второй: все играющие делятся на разных поваров – тех, кто готовит только из мяса, и других – из фруктов или овощей. Им предложите составить из продуктов небоскреб. Задача игроков – уложить овощи, фрукты и ягоды друг на друга так, чтобы они представляли собой пирамиду, намного большую, чем пирамида команды соперников. При этом каждый «повар» может брать только те продукты, с которыми он работает. Если пирамида рушится, команда считается проигравшей. В этой игре призом, естественно, будет материал, с которым команды работали.

Вариант третий: ведущий предлагает игрокам по тарелочке отварного риса и по одной тонкой палочке (каждому). Задача игроков – сыграть китайцев и съесть этот рис быстрее команды соперников. Пользоваться руками запрещается. Рис можно заменить спагетти, но в таком случае палочки участникам не выдаются и руками пользоваться также запрещается.

 

 

 

 

 

 

К 24

«СМЕХОПОЛИКЛИНИКА»

Играющие делятся на небольшие группы. Ведущий раздает каждой карточку с заданием. Задача игроков – как можно смешнее и интереснее воспроизвести поведение указанного в карточке доктора. Для достижения цели разрешается использовать все виды пластики, речи и мимики.

В задании записывается, что надо показать окулиста, хирурга, стоматолога, психиатра и т. д. Группам предстоит воссоздать ситуацию в этом кабинете без использования речи, но озвучив, например, звуки бормашины, стоны больного и прочую специфику. Естественно, что озвучивать должны те, кто не участвует в сценке.

 

ХЛОПУШКА

Для этой игры ребятам надо разделиться на пары «слоников». Каждой паре выдается по воздушному шарику, который им требуется раздавить, прижимаясь друг к другу спиной или же животом. Можно и усложнить задание. Например, завязать руки играющих за спиной у себя или же у своего соседа и попросить воспроизводить при этом повадки гусей.

Возможен и другой вариант. Например, выдайте шарик каждому игроку и попросите их раздавить шарики коленкой (копытные животные), локтем или лбом (лоси, козы). Победителем считается тот, у кого шарик лопнет первым и кто при этом будет вести себя в соответствии с заданным образом. Призом в данной игре может быть связка воздушных шаров.

 

 

 

 

 

 

К 25

«НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЫШ»

Эта игра не только развеселит детей, но и покажет им, как сложно маме бывает порой накормить своего ребенка. Участники делятся на пары, один игрок изображает «маму», а другой, естественно, «ребенка». Обоим игрокам завязывают глаза и усаживают их против друг друга. Задача «мамы» – накормить «ребенка» кашей или салатом так, чтобы как можно меньше его испачкать и уронить пищи на пол. Побеждает пара, которая ловчее справится с заданием. Призом в данном конкурсе может служить слюнявчик (для «ребенка») или каша быстрого приготовления (для «мамы»).

 

ЛИПУЧКА

На больших плакатах рисуются корова, Буратино, петушок или что-то другое. Выбирается «Винни-Пух». Ему завязывают глаза, крутят его вокруг себя и вкладывают в руку хвостик с иголочкой, который он должен приколоть к корове.

Ведущий направляет игрока к плакату, и «Винни-Пуху» надо приколоть хвостик на то место, где он, на его взгляд, и должен находиться. Если задание выполнено правильно, «Винни-Пух» танцует и поет песенку своего персонажа.

Петушку прикалывают гребешок, а Буратино – нос.

Побеждает тот игрок, который поместит недостающую деталь на предназначенное ей место и правильно воспроизведет самого героя. Можно также выбрать победителя конкурса на самый необычный и смешной вариант. Такому игроку вручается приз – медаль «Тоже мне – приколист» или «Животновод-любитель».

 

 

 

 

К 26

УТОНУВШЕЕ ЯБЛОКО

Эта игра помогает развить координацию движений и внести веселье в дом. Ребята делятся на небольшие группы по 3—4 человека. На стуле устанавливается широкий таз, который наполняется водой, и в него помещаются яблоки. Задача каждой группы – изобразить уток, которые гуськом от старта добираются до таза и как можно быстрее ртом вынимают из него яблоки и укладывают их в вазу. Руки на протяжении всей игры должны находиться за спиной. Приз для победителя данной игры можно также сделать шуточным: например, колье из яблок.

 

ПОДНИМИ МЯЧИК

Играющие делятся на пары и представляют себя морскими котиками. Каждой паре выдается по мячу. Игроки должны лечь на пол головами друг к другу, так, чтобы между ними смог уместиться мячик. Задача игроков – поднять этот мячик лбами, не помогая себе руками. Победителем считается та пара, которая быстрее поднимет мяч.

                         

К 27

Пантомима

Ведущий предлагает детям поиграть в пантомиму и показывает, как с помощью телодвижений и мимики можно изобразить то, или иное действие, состояние или настроение человека.

Чтобы дети поняли, в чём заключается смысл игры, ведущий первое задание выполняет сам. Следующие три задания ведущий и дети выполняют вместе: взрослый показывает, а дети повторяют. Затем, задание №5, выполняют дети, а взрослый помогает и корректирует, в случае надобности, то, что изобразили маленькие игроки. Задание №6 показывают ведущий в паре с каждым игроком по очереди. И, наконец, седьмое, последнее задание, выполняет каждый ребёнок по отдельности, а остальные игроки пытаются догадаться, что же он изображает.

 

Задание № 1

Ведущий: Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем играть в пантомиму. Сейчас я вам расскажу и покажу, что это такое.

Ведущий изображает поочерёдно телодвижения водителя авто, плотника, человека, играющего на скрипке, боксёра, маляра, регулировщика, мамы, укачивающей на руках малыша. (После каждого показанного персонажа, взрослый должен спросить детей, кого же он только что изображал).

 

 

 

 

 

 

 

 

К 28

Задание № 2

Ведущий: А давайте теперь играть вместе! Как мы себя ведём, если:

- солнечный свет слепит глаза;

- на улице мороз;

- разболелся живот;

- кто-то случайно наступил на ногу;

- пошёл с родителями гулять и случайно потерялся.

Ведущий: Молодцы! А теперь покажите поочерёдно:

- как вы чистите зубы;

- как вы стучите в дверь;

- как вы показываете кому-то «Стоять!»;

- как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»;

- как вы ругаете балующегося ребёнка;

- как вы прощаетесь;

- как вы надуваете воздушный шар;

- как вы расчёсываетесь;

- как вы вдеваете в иголку нить;

- как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй.

 

Задание № 3

Ведущий: Вы хорошо все справились! Теперь покажем вместе, как:

- маршируют солдаты;

- ходят пожилые люди;

- идёт человек, у которого ботинки не его размера;

- ходят балерины;

- кто-то спешит;

- кто-то тащит тяжёлую сумку;

- ходят модели по подиуму;

- ведёт себя тот, кого обидели;

- ведёт себя заносчивый человек.

К 29

 Задание № 4

Ведущий: А теперь все вместе поможем маме!

Вместе с детьми взрослый изображает такие действия, как: стирка, мытьё посуды, полив комнатных цветов, глажка белья, развешивание одежды для просушки, полив огорода из шланга, уборка ковра пылесосом,  сервировка стола.

 

Задание № 5

Ведущий: Сейчас мы с теми из вас, кто хочет, в паре, будем показывать что-то, а другие игроки должны угадать, что же мы показали.

Ведущий, поочерёдно с каждым из добровольцев, изображает одно из действий:

- примерка шляпы;

- чтение газеты;

- разговор по телефону;

- чистка обуви;

- вязание спицами;

- прогулка с собакой на поводке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

 

 

 

К 30

Задание № 7

Ведущий: Сейчас я выберу добровольцев. Каждому из них я буду говорить, что он должен изобразить, а другие дети будут пытаться отгадать.

Задания для ребят:

- показать гордого человека;

- старика;

- сонного человека,

- человека, который почувствовал неприятный запах;

- человека, который ест что-то вкусное;

- человека, который что-то не расслышал;

- человека, который кого-то подзывает пальцем;

- человека, который качает головой в знак отрицания.

Игра пантомима будет интересна маленьким участника, для детей старшего возраста есть аналог этой игры под названием «Крокодил».

Количество игроков: от 2-х человек

Дополнительное оборудование: нет

*

                         

К 31

Игра “Пантомима”

(дети делятся на две группы: одна – зрители, вторая – актеры).

Ход: Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова “Шепот и шорох”. Дети-актеры имитируют движения по тексту:

Ведущий: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Ребенок: Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат,

Дружно шишку шелушат.

Дети имитируют движения мышей: ползают, шуршат, “шелушат” воображаемую шишку.

Ведущий: Тише, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

Ребенок: Слышу…

По болоту вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Рыщут, ищут лягушат.

Дети важно ходят по группе, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек.

Ведущий: Слышишь?

Ребенок: Слышу…

Две букашки спать устроились в ромашке.

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

Дети ищут воображаемую ромашку и “укладываются спать”.

Ведущий: “Звинь-звинь-звинь” – а это шмель полетел с ели на ель.

Дети имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель.

 

 

К 32

Игра-пантомима “Черепаха” К.И. Чуковского

Ход: Дети делятся на группы (по 3-4 человека) – 2 лягушки и черепаха. Постараться, чтобы все дети сыграли.

Ведущий:

Дети делятся на группы по три человека: две лягушки и черепаха. (Все дети должны сыграть свои роли.) Педагог читает текст:

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко,

“Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги”.

На камни лягушки кладут узелок

“Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок”.

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил,

А они закричали от страха:

“Да ведь это же черепаха!”

Ведущий-руководитель и дети высказывают свои суждения о проведенных играх.

*

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Практический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

К 33

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

*

Этюд «Любитель-рыболов».

Дети изображают, как собираются на рыбалку и берут с собой удочку, банку для червей, ведро для пойманной рыбы. Они идут по воображаемому лугу, останавливаются, кладут удочки, ведро, копают червяков и складывают их в банку.

*

 

 

 

 

 

 

 

 

К 34

Упражнения на развитие пантомимики

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения.

• Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

• Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

• Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

• Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

• Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

• Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.

• Как скачет лошадка – движения, изображающие скачущую лошадку.

 

«Изобрази героя» (пантомима)

Оборудование: выставка книг с произведениями К. И. Чуковского.

Ход игры:

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре круга и изображает любого сказочного героя К. И. Чуковского, выбранного им по желанию или по подсказке педагога. (например, Федора, Тараканище, Муха-Цокотуха и др.)

 

 

 

 

 

К 35

«Звери»; «Испуг»; «Тараканище» (пантомимические этюды)

Ход игры: 1 вариант: Дети сидят на полу полукругом. Водящий называет любого героя из произведения К. И. Чуковского (тараканище, крокодил, медведь и. т. д.) – дети показывают мимику и характерные движения героя.

2 вариант: Водящий произносит фразу, а остальные дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего:

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга,

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа…

 

 «Изобрази героя» (пантомима)

Оборудование: выставка книг С. В. Михалкова, «волшебная палочка», нагрудные маски героев. (Фома, Мимоза, Дядя Стёпа, поросята, волк, щенок и др.)

Ход игры: Дети выбирают водящего, стоя в круге. Водящий, по часовой стрелке, дотрагивается до ребёнка «волшебной палочкой». До кого водящий дотронулся «волшебной палочкой» - тот изображает любимого сказочного героя. (Дети по желанию, перед игрой, выбирают любимого сказочного героя, маски или элементы костюма.) В конце игры дети вместе с педагогом дают оценку исполнения.

 

 

 

К 35

«От кареты до ракеты» (пантомимические этюды: карета – ракета; аэроплан – самолёт и др.) , «Мимоза» (этюд)

Ход игры: Педагог предлагает изобразить знакомые образы из произведений С. В. Михалкова. Дети делятся на две подгруппы – артисты и зрители. После показа этюдов дети меняются ролями.

 

«Превращения» (пантомимические этюды)

Оборудование: шапочки – маски и элементы костюмов героев А. Л. Барто; музыкальный фон.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать шапочки-маски и элементы костюмов. Ведущий (педагог или ребёнок) произносит: раз, два, три – в сказочного героя превратись! Дети изображают сказочного героя, ведущий отгадывает. Кого из детей угадали – тот следующий ведущий. Игра продолжается.

 

«Берёзки» (пантомима)

Оборудование: иллюстрации берёз в разное время года.

Ход игры:

1 вариант: Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам педагога:

Лето: «Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками».

Осень: «Облетают листья, чаще дует ветер сильный, порывистый, который качает деревья из стороны в сторону».

Зима: «Веточки дрожат от холода, снег пригибает их к земле».

Весна: «Снег тает, ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются и из них появляются нежные листочки.

 

 

К 36

2 вариант:

Дети выбирают водящего. Педагог предлагает детям изобразить берёзку в разное время года, а водящий отгадывает время года, которое дети сговорились изобразить.

 

«Я – защитник Родины»; «Я – президент» (пантомима)

Оборудование: иллюстрации солдат разных родов войск российской армии, фото президента России, бескозырки, фуражки, пилотки.

 

«Я – защитник Родины»

Ход игры: Педагог говорит детям: - «Ребята, военнослужащие часто глубоко любят свою отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ. Представьте, что вы защитники своей Родины». Дети с помощью пантомимы изображают «защитников». (можно детям предложить показать «защитника» различного рода войска, выбрав любой атрибут из предложенных или разделить детей на 2 подгруппы: одна подгруппа показывает пантомимы «защитника», а вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.

 

«Я – президент»

Педагог говорит детям: - «Ребята, какими качествами должен обладать президент России? (дети называют). Затем педагог предлагает показать пантомиму: президент доброжелательный, серьёзный, думающий, ответственный, весёлый, подписывающий ответственные документы и др.

 

 

 

 

К 37

«Тюльпан»; «Одуванчик»; «Подснежник» (пантомима) .

Оборудование: Картинки с изображением тюльпана, одуванчика, подснежника.

Ход игры: Водящий показывает детям картинку с изображением цветка, а дети изображают цветы. Водящий может произносить фразу, а дети изображают эмоциональное состояние цветка, например:

- Как грустно одному подснежнику в лесу… .

- Как красив этот тюльпан!

- Бедный, несчастный одуванчик! И др.

 

«Старик»; «Старуха»; «Золотая рыбка» (пантомима) .

Ход игры: Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает персонажей из сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». В конце игры педагог, вместе с детьми, выбирают самых выразительных персонажей.

 

Игры и этюды на развитие выразительной пантомимики
Этюд «изобрази животное»
Дети по очереди задумывают образ любого животного и пантомимой показывают его повадки. Дети-зрители должны догадаться, какое животное изображает ребенок и что оно делает.
Примечание: для проведения этого этюда можно пользоваться карточками с изображением животных. В этом случае дети выбирают карточку животного, которое они хотят изобразить, переворачивают ее картинкой вниз. Как вариант, можно устроить жребий – кто кого будет изображать.

 

 

К 38

Этюд «Отгадай»
Вариант 1. «Назови предмет»
Данный этюд развивает не только выразительность мимики и пантомимики. Но и такие важные качества, как фантазия и творческое воображение.
Дети сидят по кругу (для того, чтобы все друг друга хорошо видели), Ребенку дается предмет, например палочка или ручка. Дети по очереди придумывают и изображают то, во что они могут «превратить» этот предмет. Например, они пользуются палочкой как зеркалом или как расческой. Э ту палочку можно использовать и как иголку для шитья, и как отвертку. И как дудочку…
Пока один ребенок изображает, другие внимательно смотрят, а потом стараются отгадать. Во что превратился данный предмет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 39

Этюд – импровизация «Вот так история!»
Вариант 1. «Кошка»
Данный этюд предлагается детям после того, как они научатся выразительно изображать животных (см. предыдущий этюд). Следующий шаг – это пластическая импровизация на заданный сюжет, который педагог или ребенок сочиняют по ходу игры.
Детям предлагают выбрать карточку с изображением животного. (По ходу игры дети держат карточки в руках – это помогает педагогу или ребенку ориентироваться при сочинении истории). Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, заменяющие их (стулья, пуфики, кубы, подушечки и др.).
Как только педагог произносит название какого – либо животного, ребенок отдает карточку педагогу (или оставляет на своем месте, чтобы ничто не сковывало движений).
Приведем пример импровизации
Однажды кошка смотрела по телевизору передачу « В мире животных». Вот сидит она у телевизора и видит: пробегают собачки, пролетают птицы. Большой медведь встретил маленького хомячка. Цапля подружилась с тремя лягушками. А красавица лиса искала себе норку и нашла ее около большого дерева. Вот такую передачу смотрела кошка…
(Эту историю придумала девочка пяти лет, она давно мечтает, чтобы родители купили ей какое-либо животное, но пока нет возможности его приобрести.)


 

 

 

 

К 40

Этюд «Изобрази предмет»
Этот этюд проводится аналогично предыдущему («Изобрази животное»), но в данном варианте используются карточки с изображениями предметов.
Вариант 2. «Дом»
Дети выполняют творческое задание аналогично предыдущему варианту, только изображают не животных, а предметы и, соответственно, 
разыгрывают сценки с предметами.
Приведем пример истории, придуманной шестилетним ребенком.
Мы получили квартиру. Она была большая – большая. Купили новую мебель и стали расставлять ее. В середине комнаты поставили стол, а рядом стулья. Постелили на пол ковер. А рядом поставили вазу и диван. Около стенки на столе поставили чайник и кастрюлю. Около другой стенки стоял большой ночник. Он мог включаться и выключаться. В нашей комнате было три окна. В них были видны горка и лесенка. Теперь мы в этой квартире живем, и нам очень хорошо.
(Мальчик, который придумал эту историю, живёт с родителями в коммунальной квартире)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 41

Этюд «Что я делаю?»
Вариант 2. «Назови действие»
Данный этюд развивает выразительность мимики и пантомимики. А также фантазию, творческое воображение, внимание.
Дети делятся на две подгруппы: артисты и зрители. Вначале Артисты показывают какое – либо действие. А Зрители отгадывают то, что они задумали. Затем дети меняются ролями. Примеры действий: «ем яблоко», «Читаю книгу», Открываю ключом дверь», «Мою руки», Наливаю чай»… Во время исполнения важно продумать цепочку действий задуманного этюда. Приведем пример выполнения этюда «наливаю чай».
Достать кружку; налить заварку, придерживая крышку у заварочного чайника, поставить его на место, налить кипяток (не забывая, что чайник с кипятком тяжелее. Чем заварочный), поставить его на место, пододвинуть к кружке сахарницу, открыть крышечку, взять чайную ложку, насыпать в кружку сахар (осторожно, чтобы его не просыпать мимо), оставить ложку в кружке, закрыть сахарницу, отодвинуть сахарницу на место, помешать чай, вынуть ложку из кружки.
Чай налит.

Упражнение «Пантомима пословицы»

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу:

«На чужой каравай рот не разевай»,

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»,

«Дареному коню зубы не смотрят»,

«Доброе слово и кошке приятно».

 

 

 

 

К 42

Упражнения на развитие пантомимики

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения.

• Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

• Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

• Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

• Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

• Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

• Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.

 

Развитие пантомимики

Расцвели, как цветы.

Завяли, как травка.

Полетим, как птицы.

Идет медведь по лесу.

Крадется волк за зайцем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 43

Упражнения на развитие пантомимики.

Баран

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Баран букварь купил себе,

Он изучал его.

Однако, кроме буквы – Б –

Не знает ничего.

 

• Гусь

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По – гусиному шипела.

 

Ёжик

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту ёж:

- Ты мне спинку не потрёшь?

 

• Щенок

Гулял по улице щенок,

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель и солнцепёк,

И под дождём гулял и мок.

И даже шёл снежок,

Гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз, и в сырость.

Гулял, гулял, гулял, И вырос.

К 44

Игровые упражнения по развитию пантомимики

«Расцвели, как цветы».

«Завяли, как травка».

«Полетим, как птицы».

«Идет медведь по лесу».

«Крадется волк за зайцем».

«Плывут уточки».

«Идут пингвины».

«Жук перевернулся на спину».

«Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).

«Мчатся олени».

 

Что мы делали – не скажем, лучше  это вам покажем!

Эту известную игру-пантомиму можно превратить в занимательное «пантомимическое лото», если заранее приготовить побольше картинок или карточек с изображением самых разнообразных действий персонажей: кто-то умывается, вытирает посуду, ест, поливает цветы, надевает сапожки и т.д.

В начале игры карточки лежат стопкой изображениями вниз. Игроки по очереди берут по одной карточке и жестами пытаются изобразить действие того или иного персонажа. Тот игрок, кто быстрее других правильно «прочитал» это действие – догадался о том, что показывается жестами – забирает карточку с этим действием себе. Выигрывает тот, кто сумел отдать своим товарищам по игре все свои карточки (то есть верно и точно изобразил нужные движения), а также тот, кто накопил-собрал больше всех чужих карточек (быстрее других определял действия других игроков).

«Пантомимическое лото» вполне может стать «зоологическим», если участники получат карточки с изображением животных. Тогда их задача будет заключаться в том, чтобы изобразить походку или повадки своих животных.

К 45

Разговор через стекло

Детям предлагается поговорить на какую-либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл одеть шапку. После игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики и пантомимики.

 

Изображение сказки

Необходимо два ребенка или две команды. Каждая изображает какую-либо сказку с помощью жестов и мимики. Можно изображать героев и вещи, которые им принадлежат. Другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. О том, как и что показывать группе можно договориться заранее.

 

Иностранец в гостях

Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает ни слова из русского языка. А вы не знаете его язык. Пусть ребенок пообщается с ним без слов, пообедает, покажет свои игрушки, комнату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 46

Стихи без слов

Взрослый читает стихотворение:

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке

Везет орешки.

Кудрявый барашек

С букетом ромашек.

Катит медвежонок

Меду бочонок.

Тащит петушок

Проса мешок.

До чего ярок

Лисий подарок!

Еще один гость –

В зубах кость.

Подарок царский –

Сыр швейцарский.

А кот Тимофей

Принес двух мышей.

Всем подаркам кошка рада,

С одного не сводит взгляда.

Догадайтесь поскорей,

Чей подарок всех милей?

(Е. Ефимовский)

Нужно передать содержание стихотворения мимикой и пантомимикой.

 

К 47

Пантомимические этюды.

Котята: сладко спят; просыпаются, лапкой умываются; зовут маму;  пытаются утащить сосиску; боятся собаки; охотятся. Покажи  как танцует добрая фея на балу у Золушки; как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; как удивляется черепашка-ниндзя; как здоровается Снежная Королева;  как обижается Вини-Пух;  как радуется Бэтман.

 

12. Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

                 

К 48

13. Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

Кран, откройся! Нос, умойся!        Шейка, мойся хорошенько!

 Мойтесь сразу, оба глаза!              Мойся, мойся, обливайся!

Мойтесь, уши, мойся, шейка!        Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

 

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 49

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель:  развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,                      Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.                Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки,          А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.                 Семена посеет ловко

А весною в огород                         И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

• развивать мимику и пластические способности детей;

• развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 50

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель: учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли:

Загадка:

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет, —

Себе город строить хочет.

— Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.)

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

                         

К 51

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3.  Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5.  Как падает снежинка.

6.  Как ходит тишина.

7.  Как скачет солнечный зайчик.

8.  Жарим картошку: набираем, моем, чистим, ре­жем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10.  Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, за­кидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12.  Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15.  Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16.  Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17.  Пчела на цветке.

18. Обиженный щенок.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22.  Невеста на свадьбе. Жених.

23.  Бабочка порхает с цветка на цветок.

24.  Зуб болит.

К 52

25.  Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

29.  Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит         (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадет    (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30. Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрас­ный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31. Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32.  Я не знаю.

33.  Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

34.  Я — страшная гиена, Я — гневная гиена.

От гнева на моих губах Всегда вскипает пена.

35.  Пожарить глазунью. Съесть.

36.  «Мы в лесу». Звучит «Сладкая греза» П.И. Чай­ковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движе­ниях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.

— Ты кто? — Жучок. — Что делаешь? — Сплю. И т.д.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».