Педагогическая практика

11.02.2020

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тагарская средняя общеобразовательная школа» дошкольные группы.

Кежемский район, Красноярский край

 

Педагогическая практика

«Празднование святочной недели»

 

 

Автор: М.Н. Колотова, О.Н. Ковалева.

Соавторы – воспитатели: Орлова Т.Н., Смирнова Ю.С., Пурич Н.Я.,     Шестакова М.В., Круковец Н.В. , Зыкова Д.В., Колпакова В.С.( инструктор по физкультуре)

Музыкальный руководитель – Полякова Н.А.

Исполнители - дети и воспитатели младшей, средней, старшей, подготовительной групп.

Цель: Приобщение  детей к истокам русской народной культуры, через знакомство  с   традициями и обычаями русского народа – Святки.

Задачи:

1.       Погрузить  детей в атмосферу народных праздников, чудес и волшебства.

2.       Познакомить детей с исконно русской традицией – празднованием «Святочной недели».

3.       Вызвать желание выполнять обряды и действия, связанные с традициями русского народа в период святочной недели.

4.       Используя музыкальный фольклор, способствовать созданию эмоционального отклика на яркие народные традиции «Святочной недели».

 

Методы и приёмы:

1.       Предварительная беседа.

2.       Создание заинтересованности – использование художественного слова

3.       Постановка цели, объяснение, напоминание способов изготовления

4.       масок, напоминание правил работы с инструментами.

5.       Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

6.       Помощь со стороны взрослого (советы, практическая помощь).

7.       Трудовые поручения (приведение рабочего места в порядок).

8.       Создание игровой ситуации.  

   

План реализации педагогической практики

 

№ п/п

Содержание работы

 Сроки выполнения

Ответственные

1.      

Беседа с детьми от лица персонажа бабушки Варвары  «Традиции  и праздники русского народа»

 

Воспитатели всех групп.

2.      

Рассказ детям о рождестве Христовом с показом  персонажей  ковчега.

 

  ст.группа

3.      

Просмотр слайдов «Праздники святой Руси. Святки».

   

4.      

Бабушка Варвара приглашает в горницу детей, чтобы послушать  русские народные   песни и   колядки и изготовить  маски для колядования.

   

подготовительная группа.

5.      

Конкурс «Пение колядок»Хочу такой сайт

 

Воспитатели и муз.руководитель.

6.      

Развлечение « Лесные колядовщики» мл. гр.

 

Воспитатели мл.группы

7.      

«В гости за  пряниками  и конфетами»

(колядование по детскому саду) средняя – старшая гр.

 

Воспитатели старшей группы.

8.      

Развлечение «Коляда, коляда, отворяй ворота» (подготов.гр.)  

 

Воспитатели подготовительной группы.

9.      

Святочные гадания  (старшая группа)

 
 

Воспитатели старшей группы

10.            

Просмотр презентации

 «Крещение на Руси»

 

Подготовка купели.

 

Воспитатели всех групп

 

Шестакова М.В.

  

11.            

Обряд «Умывания святой водой»

 

Орлова Т.Н.

 
 

Предполагаемый результат.

Дети узнали много нового и интересного о традициях и обрядах связанных с празднованием «Святок на Руси». Разучили множество песенок – колядок разного содержания. Узнали много русских народных игр проводимых во время Святочных гуляний. Дети активно использовали полученные знания в игровой деятельности.

             

Описание педагогической практики

 

Говорят, что на Святки
Пожеланья сбываются,
Мы споем вам колядки:
Пусть судьба улыбается,
Пусть удача и счастье
Будут рядом всегда,
И любви вам, и радости

Издавна в народе присутствовали обычаи и традиции, которые имели высокую педагогическую ценность  в воспитании детей. Погружая детей в атмосферу народных традиций и обычаев, мы получили потрясающий результат в формировании понимания детьми истоков русской культуры. Приобщая детей к фольклору русского народа, мы создаем эмоциональный отклик на яркие народные традиции, связанные с празднованием новогодних праздников. Возникшая в новогодней суете атмосфера  чудес и волшебства побудила нас погрузить детей в празднование "Святочной недели".

Не зря в народе, с 7 по 19 января, люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками и считали: «Как святки проведешь, так и весь год сложится».

В нашем детском саду сложилась интересная, добрая, богатая впечатлениями, традиция – отмечать праздники «Рождество» и «Святочная неделя». Всю неделю в детском саду мы посвятили святкам. 

После новогодних каникул в гости к нам пришла бабушка Варвара и рассказала  детям о традициях и праздниках русского народа, о    рождестве Христовом. Воспитатели старшей группы провели необычное занятие, а необычное потому, что предложили  детям,  отправиться в путешествие. Но не так, как мы с вами делали это ранее (на поезде, на воздушном корабле, на лодке), а пойдем в путь пешком по   длинной дороге. А называется она – «дорога жизни». А куда приведет  эта дорога – для всех было загадкой. Много интересного дети узнали  во время путешествия, встретились с  трудностями. Каждому пришлось  потрудиться. Свои  знания  складывали  в музыкальную шкатулку. Всю дорогу их сопровождал Ангел Хранитель  и  помогал преодолеть трудности. А освещала   «дорогу  жизни» яркая Рождественская звезда, которая  привела детей к небольшой  пещере. Бабушка Варвара  рассказала  детям, где родился  Иисус Христос, а затем они вместе соорудили святой  вертеп. Укладывали солому, накрывали мешковиной коробку. Бабушка Варвара  свой рассказ   сопровождала показом фигурок и устанавливала их в шалаше. В конце рассказа все дети загадали заветное желание и «поместили»  их в волшебную шкатулку, чтобы  они исполнились. 

На следующий день мы показали детям презентацию «Праздники  святой Руси».   Дети узнали, как празднует этот праздник  русский народ. Посмотрели  какие наряды надевают в эти дни люди, как умеют повеселиться и порадовать других. А бабушка Варвара пригласила детей в свою горницу, чтобы послушать русские народные песни, колядки, потешки  и смастерить маски для колядования.  Бабушка Варвара предложила разучить дома колядки, потешки, песенки. Детям так понравились русские песни, колядки, что они решили провести конкурс между детьми разных групп на лучшее исполнение плясок, песенок и колядок. Выбрали жюри – ребят из  подготовительной группы.

В этот день в детском саду у всех было приподнятое настроение. В музыкальном зале ждала в гости всех ребят  Хозяюшка с ароматным чаем и угощениями. Дети  и воспитатели нарядились в русские наряды,  даже малыши надели маски, сарафаны и приняли участие в конкурсе. Ребята  пели частушки, колядки, танцевали,  играли на музыкальных инструментах, соревновались в эстафете. По результатам всех конкурсов – победила дружба! И в завершении праздника всех  гостей хозяюшка угостила  сладким чаем с бубликами.     

14 января в старый новый год во всех группах были запланированы свои мероприятия. В младшей группе провели развлечение «Лесные колядовщики».  Дети младшей группы отправились в сказочный лес и нашли там берлогу, где обнявшись с бочонком меда,  спал медведь, не подозревая о том, что ребятишки его могут разбудить. Но появляется Лиса, и подговаривает детей разбудить Мишку. Ребята хлопают, топают, шумят, чтобы разбудить Косолапого. Лиса и ребята рассказали Мишке о колядках, о том, что в праздничные дни можно наколядовать много сладостей и угощений. Мишке понравился рассказ, и он тоже решил попробовать себя в роли колядовщика. Дети вместе с Лисой и Медведем пели песни, танцевали. Ну и конечно же получили угощения.

В подготовительной группе провели мероприятие «Коляда, коляда, отворяй ворота!» Ребята в масках с песнями, колядками отправились к бабушке Варваре в гости. Но прежде чем получить угощения, она давала им разные задания, которые дети охотно выполняли, и  за это получали угощения.

А  ребята  старшей  группы   вместе с воспитателями нарядились в костюмы, одели  маски  и пошли колядовать по детскому саду. С песнями и плясками дети заходили в гости  во все группы, в  музыкальный зал, кабинет заведующего, завхоза. Исполняли песни, стишки, пели колядки, посыпали  зерном, чествовали хозяев. И получали за это угощения, которые  потом все дружно  скушали за чашкой чая.

Святки сопровождались своими обычаями и обрядами. Так на Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые, и дети.  Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья. Так и у нас в саду дети   старшей группы решили погадать. Воспитатели приготовили в музыкальном зале таинственную обстановку, занавесили шторы, зажгли свечу, включили тихую музыку. Вся эта обстановка заворожила ребят и они с нетерпением ждали чудес. Каждый мечтал о своем! С замиранием сердца   дети доставали из под платочка кружки. Если в ней семечки- то это к новым друзьям. Если бусинка, то будет счастье, монетка - к богатству, сахар- к сладкой жизни. Гадали на свечах, на валенке, отливали воск на воде. Ребятам очень понравилось это мероприятие, и они с удовольствием рассказывали вечером родителям о том, что впереди их ждет богатство, сладкая и счастливая жизнь!

Ну а самым запоминающимся  днем недели был - день «Крещения». Сначала дети всех групп посмотрели презентацию «Крещенье на Руси». Воспитатели рассказали о том, что в ночь на 19 января вода в нашей реке  становится святой, о том, что, умывшись этой водой на крещенье, мы будем весь год здоровы. Хоть и на улице был морозец, все дети вышли на участок. Даже воздух в этот день был особенный! На участке  мы соорудили купель. Когда вода покрылась тонким льдом, мы вырезали крест. Дети загадочно смотрели как парила вода. Сопровождая рассказом,  воспитатель  водичкой умыла щечки и носики детей, приговаривая, чтобы они были весь год здоровы. Дети охотно верили, подставляли свои носики и ладошки. Не зря в народе говорят, что день «Крещенье» святой праздник. Ребята и мы взрослые, поверили в это, просматривая фотографии,  увидели над водой образ Ангела.

Закончилась «Святочная неделя», но она надолго запомнилась детям.  Ребята  узнали много нового и интересного о традициях и обрядах связанных с празднованием «Святок на Руси».

Еще долго дух праздничного настроения витал в воздухе нашего детского сада.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».