Игры на развитие двигательных способностей.
МУРАВЬИ
Цель.
Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не
сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход
игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не
сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное
пространство.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель.
Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться
врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход
игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим
шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и
сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают
и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок»,с «головы»
и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
СНЕГОВИК
Цель.
Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.
Ход
игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в
локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все
мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними
лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы:
опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на
корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель.
Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать
движения.
Ход
игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную
королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом
определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, голова),
соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру,
которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки,
корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью
расслабляются и ложатся на пол.
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель.
Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход
игры. Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате всё не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно
больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель.
Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход
игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»;
делая характерные плавные движения руками, он говорит: «Спите, спите,
спите…Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы
полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно
опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель.
Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться по площадке.
Ход
игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде
«самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и
корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками
плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону ( «бабочка
ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из
репертуара по музыкальному воспитанию.
ПАЛЬМА
Цель.
Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход
игры. « Выросла пальма большая пребольшая»: правую руку вытянуть вверх,
потянуться за рукой, посмотреть на руку.
« Завяли листочки»: уронить кисть.
« Ветви»: уронить руку от локтя.
« И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
КАКТУС И ИВА
Цель.
Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться
в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу
педагога.
Ход
игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично
двигаться по залу. По команде педагога
«Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» - ноги на ширине плеч,
руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной
повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены.
По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда:
«Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в
стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы
шеи расслаблены.
ШТАНГА
Цель.
Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход
игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её, отдыхает.
БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель.
Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход
игры. Дети двигаются хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в
позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти
прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение возобновляется. По
команде «Пьеро»- опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея
расслаблена, руки болтаются внизу.
БАБА – ЯГА
Цель.
Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход
игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя
движения под текст.
Бабка-Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
(Дети идут врассыпную по залу.)
А потом и говорит: «У меня нога болит!».
(Дети останавливаются.)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку!
(Дети продолжают движение, напрягая сначала
левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель.
Умение напрягать и расслаблять мышцы взаимодействовать с партнером, тренировать
три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым
предметом.
Ход
игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из
которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и
голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса;
наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком
«с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь
воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного
в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком
«ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь
расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.
ТЮЛЬПАН
Цель.
Развивать пластику рук.
Ход
игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз,
средние пальцы соединены.
1. Утром тюльпан раскрывается - соединяя
ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить
2. На ночь закрывается - соединяя
ладони, опустить руки вниз.
3. Тюльпанное дерево внизу соединить тыльные стороны ладоней
и поднимать руки над головой.
4. Раскидывает свои ветви руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
5. И осенью листики опадают повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз,
чуть перебирая пальцами.