23.01.2018
Тема: Развитие речи для детей с ЗПР в процессе
ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Программное содержание:
1.
Познакомить
родителей с основной задачей речевого развития детей –
выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
2.
Формировать
у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса,
любознательности.
3.
Общение
родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие
природы.
Ход
собрания (звучит музыка).
“И
воспитание, и образование нераздельны! Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание
действует воспитательно.”
Л.Н.
Толстой
Уважаемые
родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на
родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии
ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит
его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привыкли вас к
сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и
детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня
нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов
человека – речи.
Основная задача речевого развития
детей – это:
1. Выражать свои мысли, чувства,
впечатления – определенные для своего возраста.
2. Формирование у детей представления о
доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.
Проведя анализ анкет, напрашивается вывод –
ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень
наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.
Ребенок овладевает речью только в процессе
общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка.
Объясняют, как он должен себя вести.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые
факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать
каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с
ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Paзвитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей итог:
спасибо всем.
Как вы думаете, какие же основные задачи
развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы
должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).
Результаты высказываний.
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:
- Правильно
произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу,
восклицание.
- У него
накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
- У детей
активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок
овладевает основными грамматическими формами речи.
- В речи
появляются сложные формы предложений.
- Дети
осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными
предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
- Дети
неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные
(Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
- Затрудняются
назвать части предмета, части тела.
Вы прочитали требования к речи ребенка
4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас
беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).
Речь наших детей (краткий анализ речи детей
педагогам группы):
1. Скажите пожалуйста, какие вопросы
задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются?
Где живут?)
2. А когда ребенок не задает вопросы это
хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)
- Отсутствие
необходимых знаний.
- Нет
устойчивого интереса к чему-либо.
- Раньше
ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас
я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.
Тема: “Кто как кричит?”
Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.
- Ребята
посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь.) (Протяжно произносит звук
и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
- Как лошадь
зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы.)
- А кто
детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок.)
- Посмотрите,
мама – лошадь (большая), а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И
кричит он тоненько.
- Как кричит
жеребенок? (Ответы детей.)
- А это кто к
нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья.)
- А как
кричит свинья? (Ответы детей.)
- Это она
кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша.)
- Кто её
детеныш? (Поросенок.)
- Мама –
свинья какая? (Большая.)
- А поросенок
какой? (Маленький.)
- Как кричит
мама? (Громко.)
- Как кричит
сынок? (Тихо.)
- А чем
детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах).
(Ответы детей.)
- Кто его
мама? (Корова.)
- А как зовут
сыночка коровы? (Теленок.)
- Корова
Какая? (Большая.)
- А теленок
какой? (Маленький.)
- Корова как
кричит? (Громко.)
- А теленок
как кричит? (Тихо.)
- А теперь
давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать,
а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете
правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и
детенышей.) Молодцы. (Игра закончилась.) Вот так в процессе игры – занятия
ребенок учится говорить.
А если ребенок рано научился говорить, у него
хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
- Занятия
рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что
создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Я предлагаю вам выставки работ детей, которую
они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.
Большое значение для развития речи младшего
дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка
об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Природа
имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На
природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью
бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого
и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные
переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного
возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая
как мы их любим, а в союзники возьмём природу.
Давайте посмотрим фотографии, где вы
отдыхаете со своими детьми, полюбуется красотами нашего края. Я приглашаю для
разговора Светлану Александровну (выступления родителей). Разговор продолжит
мама Миши Суслова (выступление родительницы). Спасибо Вам большое. Советы
родителям.
Отправляясь с ребенком на прогулку:
1.
поговорите
с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
2.
в
какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
3.
какое
сейчас время года?
4.
покормить
птиц
5.
загадать
загадку
6.
познакомить
с народными пословицами и приметами
7.
прочитать
стихотворение, вспомнить песенку
8.
поиграть
в игру
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и
открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас
жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами.
Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки:
золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем
подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь,
снег.
Предложите родителям объединиться в небольшие
подгруппы.
Скажите, а как ласково Вы называете своего
малыша? (Высказывания родителей.)
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно
пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки
педагогической, художественной литературы.
А каким может быть решение нашего
родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи
ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки
и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой,
рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей
с красотами родной природы.
Я благодарю Всех родителей за участие в
работе родительского собрания, за помощь в оформлении стенда “А я живу на
Урале”, и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит
нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими
успехами.
Спасибо за внимание.