21.12.2017
Цели:
·
Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;
·
Заинтересовать проблемой.
Участники: родители и
воспитатель.
Оформление, оборудование
и инвентарь:
1. На доске помещается плакат со словами
В.М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её
развитию.
2. Выставка книг по теме собрания.
Ход собрания.
I. Информационная
часть. Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами
поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень
развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая
закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев
отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом
может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием
кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проводя пальчиковую гимнастику и игры с
предметами, мы убедились в следующем:
·
Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры
головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
·
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение
подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать
внимание и правильно его распределять.
·
Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает
четкость речи, совершенствует память и воображение.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на
три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 –
3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять
мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в
нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для
пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев
(возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять»
большой палец остальным.
Вот некоторые рекомендации, которые
следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:
·
После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями
рук);
·
Пальцы следует нагружать равномерно.
II. Практическая
часть.
Предлагаю вниманию родителей пальчиковые
игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!
Упражнения для кистей
«Шарик»
Пальцы обеих рук в щепотке
и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на
ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы,
держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать
(фонарики зажглись).
Условно-статические
упражнения для пальцев
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и
безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
«Петушок»
Ладонь вверх,
указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Динамические
упражнения для пальцев
«Домик»
Поочерёдно разгибать
пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать
пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и
разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Сжать пальцы в кулак;
поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все»
широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один,
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
В детский сад идти пара.
III. Заключительная
часть.
1. Воспитатель подводит итоги собрания.
Итак, пальчиковые игры представляют
собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев.
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою
очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные
впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и
ребенком.
2. Минута благодарности. Воспитатель
благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов
в воспитании детей.
В качестве решения родительского
собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.
Список использованной
литературы:
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая
гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,
2009.
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые
игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.:
ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999.
3. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4,
2009.
Упражнения для кистей
«Шарик»
Пальцы обеих рук в
щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на
ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы,
держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать
(фонарики зажглись).
Условно-статические
упражнения для пальцев
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и
безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
«Петушок»
Ладонь вверх,
указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Динамические
упражнения для пальцев
«Домик»
Поочерёдно разгибать
пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать
пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и
разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
«В детский сад»
Сжать пальцы в кулак;
поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все»
широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один,
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
В детский сад идти пара.