19.12.2019
Цель:
Систематизировать представления детей
о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
·
Способствовать
развитию интереса у детей к изучению окружающей природы.
·
Добиться
уточнения знаний о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные
приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
·
Обеспечить
формирование представления их повадках, внешнем виде, образе питания, образе
жизни в зимний период, обогащать словарь детей: медведь-шатун, логово.
·
Обеспечить
бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Средства
и оборудование образовательной деятельности: Макет "Лес", игрушки из серии "Дикие животные",
игрушка Лесовичок, набор картинок "Дикие животные леса", набор
картинок с изображением диких животных и их детёнышей, набор картинок с
изображением пищи, которую употребляют животные.
Подготовительная
работа: рассматривание иллюстраций,
чтение художественной литературы о природе (И. Соколов-Микитов «Ёж», «Белки»,
«Медведи»), чтение сказок о животных («Лиса и Заяц», «Храбрый ёжик» Д. Хармс,
«Жалобы зайки» К.Д.Ушинский), отгадывание загадок, рисование лесных обитателей,
беседы о правилах поведения на природе.
Способы
организации образовательной деятельности : создание игровой ситуации; беседа; проблемный вопрос; использование
художественного слова (загадки); физминутка; дидактические игры; вопросы;
поощрение.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес!
Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года? (ответы
детей). На улице тепло или холодно? (ответы детей). Как люди одеваются зимой?
Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний
лес. А на чем можно добраться зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем
добираться на лыжах. (Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на
лыжах; в это время звучит музыка"Звуки природы"). Ребята, давайте
вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать
веток....) Пока идем на лыжах вспоминаем как называют животных, которые
живут в лесу? (дикие). Людям тепло зимой, они одеты в тёплую одежду. А зверям
тепло зимой? Как звери согреваются зимой?
Воспитатель:
Ребята, кто это нас встречает?
Да
это Лесовичок!
(Воспитатель
обращает внимание на макет "Лес" и куклу Лесовичка
или второй воспитатель переодевается в
Лесовичка).
Лесовичок:
Здравствуйте, дети. С чем вы
пожаловали?
Дети
здороваются.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, мы пришли к тебе в гости хотим
зимний лес посмотреть и узнать как зимуют лесные звери, тепло ли им, расскажи
нам как звери согреваются зимой?
Лесовичок:
Ребята, вы умеете отгадывать загадки?
Если вы отгадаете загадку, то узнаете о ком
сейчас пойдёт речь.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц).
Дети: Заяц.
Лесовичок:
(показывает игрушку зайчика и ставит
на макет ). У зайчика длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка,
чтобы все запахи чуять. Задние ноги длинные и сильные, чтобы прыгать и
отбиваться от врагов было удобно . Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый,
зимой- белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. На зиму
ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет,
живёт под кустиком.
Воспитатель:
Чем же питается заяц, ребята? Как
обороняется? Есть ли у него норка?
Лесовичок:
Молодцы! Слушайте другую загадку:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белочка).
Дети:
Белочка.
Лесовичок:
(показывает игрушку белочки и ставит
на макет). Белка -маленький, рыжий, безобидный зверек. У неё сильные задние
ноги, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А
пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе и как руль помогает
рулить. Зимой свою рыжую шубку белочка меняет на более тёпленькую- серенькую.
Живёт белочка в дупле. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель:
Где зимует белочка, ребята? Чем
питается? Зачем белочке хвост?
Лесовичок:
Молодцы! Слушайте другую загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её... (Лиса)
Дети:
Лиса.
Лесовичок:
(показывает игрушку Лисы и ставит на
макет). Лиса-это хищница, очень хитрая. Лиса к зиме не меняет цвета шубы, но
она становится гуще и теплее. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый
хвост, он как руль помогает ей делать резкие повороты, когда она гоняется за
мышами и зайцами . Им она и заметает свои следы на снегу. У лисы очень чуткий
слух, она слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей.. Живет
лиса в норе.
Воспитатель:
Где зимует лиса? Чем питается? Зачем
лисе хвост?
Лесовичок:
Молодцы! Слушайте другую загадку:
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Дети:
Волк.
Лесовичок:
(показывает игрушку Волка и ставит на
макет) Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут
волки в норах, которые называются- логово. По ночам они часто воют.
Охотятся волки стаями на больных и слабых животных
Воспитатель:
Где зимует волк? Чем питается? Меняет
ли шубку волк?
Лесовичок:
Молодцы! Слушайте другую загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Лесовичок:
(показывает игрушку Медведя и ставит
на макет)
Медведь - это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая
шерсть. Медведь любит ягоды. насекомых, муравьёв, корешки и мёд. К зиме он
запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у
медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым
молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить
медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он
очень опасен. Такого медведя называют - ШАТУН.
Воспитатель:
Что любит кушать медведь? Где
зимует медведь? Как медведь готовится к зиме? Кто такой медведь – шатун.
Воспитатель:
Ну, чтобы не разбудить медведя
отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного, а то на улице холодно.
Физминутка.
-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата - спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Лесовичок:
Молодцы, ребята! Вот мы с вами и
познакомились с жителями моего леса.
Я
хочу проверить всё ли вы запомнили. (Даёт воспитателю три конверта с заданием.
)
Вот
вам первое задание: Найди дом для каждого животного.
Воспитатель
показывает картинку с изображением норы, берлоги, дерева с дуплом, логова и
предлагает расположить картинки животных рядом с их домом.
Вот
вам второе задание: Кто чем питается.
Воспитатель
показывает картинку с изображением ягод, травы, мёда, орешков, грибов, мышки,
зайца. Дети определяют каким животным подходит эта еда.
Вот
вам третье задание: Найди детёныша.
Воспитатель
показывает картинки с изображением диких животных и предлагает найти детёныша.
(Лиса- лисёнок , волк- волчонок, медведь- медвежонок и т.д.)
Лесовичок:
Молодцы, ребята! Вы справились со
всеми моими заданиями.
На
память о нашей встрече я хочу подарить вам все эти Дид. игры.
Дети
благодарят за подарок и прощаются с Лесовичком.
Воспитатель:
Ну, что же, дети, пора нам
возвращаться в детский сад.
Не будем тревожить лесных зверей.
(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети
садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель:
Вот и закончилась наше путешествие.
Понравилось вам наше путешествие?
Что
вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Теперь
вы знаете как зимуют лесные звери, тепло ли им зимой.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать
Животных – в технике
«Пластилинографии» (размазывание пластилина по поверхности).
- А кто помнит, как надо лепить в технике пластилинография?
Правильно, надо
отщипнуть маленький кусочек пластилина, скатать пальцами колбаску или шар,
прижать к центру или контуру и размазать по поверхности.
Этапы работы.
Заполнение
контура животного – шарики пластилина (нужного) цвета размазывать тонким слоем
пальцами от середины работы к краям, стараясь не выходить за контур.
Используя
стеку, прорисовать мелкие детали в образе животного,
а
также дополнить образ, используя пластилин чёрного цвета
–
вылепить нос, уши, когти.
Выставка
детских работ.