09.03.2022
Цель:
·
выработать правила общения с детьми
3 лет;
·
повысить компетентность родителей
в вопросах воспитания и развития;
·
сформировать у них психологическую
готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.
Задачи:
·
сформировать у родителей
ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
·
сформулировать основные симптомы кризиса
3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
·
развить способность понимать
эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию
во взаимоотношении с ним;
·
снять эмоциональное напряжение;
·
обучить эффективным способам
взаимодействия с ребенком в период кризиса.
Материалы
и оборудование:
·
Клубок ниток.
·
Листы с изображением двух ладоней
(для каждого участника).
·
Карточки с заданием «Особенности поведения»;
ребус.
·
Листы бумаги, карандаши, клей,
журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок».
·
Задания для квеста: 2 кроссворда;
карточки с изображениями животных; филфорд; анаграмма; карточки
с частями слова.
·
Видео- и аудиоаппаратура и аудиозаписи:
музыка А. Рыбникова «Вступительная тема»
из к/ф «Усатый нянь» (реж. – В. Грамматиков); любая спокойная
музыка.
·
Памятка для родителей
(по количеству участников).
Место проведения:
музыкальный зал
Участники: родители детей младшего дошкольного
возраста, педагог-психолог, старший воспитатель и другие приглашенные
специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
Ход
тренинга:
Звучит
спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы
расставлены по кругу.
На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для
игры.
Ведущий:
Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе!
Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года.
На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность,
его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера
деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской
личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами
поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно
в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер
общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.
Прежде
чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг
друга.
Ведущий
предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.
Игра
«Поприветствуем друг друга»
Цель
игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной
карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя,
какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим
способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача
игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.
Установка
Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга:
·
«Сегодня я научусь…»;
·
«Сегодня я стану…»;
·
«Отныне я буду…».
Игра-знакомство
«Никто не знает, что я…»
Ведущий
берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому.
Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто
не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах.
Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)
Ведущий:
А теперь поговорим о наших детях, их качествах.
Упражнение
на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Ведущий
дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней. Задача родителей – на
каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество,
которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.
Родители представляют свои описания.
Ведущий:
Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в
процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных
действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем
исчезнут.
Тему
нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим
ребенком?» Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в
определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к
вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте
посмотрим небольшой видеоролик.
Участники
тренинга смотрят видеоролик «День за днем мы растем» о том,
как дети играли, занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОО.
Ведущий:
Вы увидели, какими за 9 месяцев стали дети. Они быстро развиваются, многому
научились. Но нервная система дошкольника 3 лет неустойчива. Настроение
меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в
эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?
Каждый
родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка.
Задание
«Особенности поведения»
Ведущий
раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения,
которые соответствуют поведению их детей:
·
Мой ребенок изменился, стал совершенно
другим.
·
Стал упрямым, постоянно настаивает на
своем.
·
Не воспринимает мнение других.
·
Часто устраивает истерики.
·
Отказывается выполнять требования
взрослых, словно их не слышит.
·
Стремится достигнуть своей цели,
используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы,
капризы.
·
Ругается, дразнится, обзывает родителей.
·
Проявляет деспотическую власть по
отношению к родителям.
·
Ревнует по отношению к другим детям:
может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
·
Отказывается подчиняться требованиям
взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.
По
желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.
Ведущий:
На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что
ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает
назло, бросает игрушки, грубит.
Давайте
опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в
детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет
время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет
делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не
получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не
сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает
еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на
работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.
Родители:
Это кризис.
Ведущий:
Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я»
ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует
пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и
потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная
занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно
общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию.
Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог,
исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал
«Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в
квест-игре.
Квест-игра
«Поиск симптомов кризиса 3 лет»
1-й
симптом – негативизм
Участники
разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово –
симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
горизонтали:
1.
Атмосфера. (Ответ: небо.)
2. Деревенские пашни. (Ответ: поле.)
3. Городская птица. (Ответ: голубь.)
4. Цветок. (Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. (Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.)
9. Холодное время года. (Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. (Ответ: паром.)
Правильный
ответ: негативизм.
Комментарий
педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не
просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень
любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди
катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил
повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней,
по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.
2-й
симптом – упрямство
Ведущий
показывает участникам картинки с изображениями разных животных:
·
волк, который смотрит вдаль;
·
лиса, которая прижалась к лисенку;
·
кролик, который прячется в траве;
·
рычащий тигр;
·
бегущий поросенок;
·
белочка, которая грызет орешки;
·
осел, стоящий на одном месте;
·
тигр, который лежит на камне;
·
кабан перед нападением;
·
мирно гуляющий козлик;
·
медленно бредущий медведь;
·
обезьяна, которая грызет ветку бамбука.
Затем
ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию:
«Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта
характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.
Правильный
ответ: осел.
Комментарий
педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок
проснулся, и мама просит его встать с постели.
Но он в течение долгого времени не соглашается вставать,
хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок
заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая
реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что
ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что
он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция
не на предложение, а на свое собственное решение» (М.
Ермолаева).
3-й
симптом – строптивость
Ведущий
предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв.
Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство,
непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.
Правильный
ответ: строптивость.
Комментарий
педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему
ничего не нравится из того, что он делал раньше,
он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4-й
симптом – своеволие
Ведущий
предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова
по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв
по вертикали.
По горизонтали:
1.
Предмет мебели. (Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. (Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. (Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. (Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.)
Правильный
ответ: своеволие.
Комментарий
педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет,
борется за свою самостоятельность.
5-й
симптом – протест, бунт против окружающих
Ведущий
предлагает участникам уже знакомый филфорд и просит найти слово, которое
обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение,
заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.
Правильный
ответ: протест.
Комментарий
педагога-психолога.
Поведение
ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится
в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится
с ними, ведет себя очень агрессивно.
6-й
симптом – обесценивание ребенком личности близких
Ведущий
показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово
и называют симптом.
Правильный
ответ: обесценивание.
Комментарий
педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи,
не следует правилам поведения.
7-й
симптом – деспотизм (подавление окружающих)
Участники
решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы
так, чтобы получилось слово-симптом.
Правильный
ответ: деспотизм.
Комментарий
педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся
семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает
в истерику.
Когда
участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка
в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для
поведения ребенка 3 лет.
Ведущий:
Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка
с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит
в этот период с родителями.
Игра
«3 метафоры»
Ведущий
предлагает участникам написать 3 положительные метафоры «Я – это…». Затем
рядом с метафорой написать противоположную ей. Потом каждый участник
выбирает одну пару метафор, которая характеризует его как родителя. Например:
·
домашнее солнце – хвост поезда;
·
зеркало реки – Баба-яга;
·
золотые руки – металл
в голосе;
·
чистое поле – Карабас Барабас;
·
боксерская груша – хрустальная
туфелька.
Далее
участники обсуждают метафоры.
Ведущий:
Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции
на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор
и их обсуждении. (Родители высказываются.)
Игра
«Закончи мысль»
Ведущий
предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают
у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они
закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько
их высказываний.
Ведущий:
А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение
«Мусорное ведро»
Родители
пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться».
Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение
помогает преодолеть негатив.
Ведущий:
А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж
«Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите
видеть будущее свое и вашего ребенка.
Коллаж
«Я и мой ребенок»
Участники
тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок
фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная
тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.
Упражнение
«Хвасталки»
Каждый
участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку.
На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»
В конце
тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных
на слайдах вариантов)
правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают
каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.
Рефлексия
Ведущий
спрашивает участников:
·
Что нового вы узнали?
·
Что важного открыли для себя?
·
Что удивило?
·
Что обрадовало?
·
С чем уходите?
Родители
отвечают, опираясь на общие формулировки:
·
Сегодня я понял…
·
Сегодня я стал…
·
Сегодня я научился…
·
Отныне я буду…
Ведущий:
Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными
и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме
того, мы подготовили для вас памятки.
Родители
получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий
читает стихотворение Л.А. Булдаковой «Я сам» и прощается
с участниками тренинга.
Ведущий:
Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной
я Очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь
готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит
во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу!
Могу! И буду!
Памятка для родителей
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»
1. Будьте
терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь
возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться,
завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени,
сколько ему понадобится.
2. Измените
свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт
и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
3. Поощряйте
самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность
исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта,
а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
4. Поменяйте
формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную
частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности,
направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда
эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире
безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать
с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок –
поиграть, сделать горку.
Вербальные
формулировки |
|
Не нужно
говорить |
Можно
говорить |
Не ходи
Не делай Не смотри |
Пойдем,
иди Давай сделаем Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри |
5. Научитесь
устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его
безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что
переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите
твердость, но запретов не должно быть много.
Помните,
что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте
вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать
на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент
по поиску оптимальных границ.
6. Правильно
расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае
реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои,
пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно
исправить.
7. Если
в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка,
не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для
их спокойного обсуждения.
8. Совместно
сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:
·
категорически запрещено делать;
·
можно делать совместно с родителем;
·
можно делать самостоятельно.
9. Оформите
правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов,
повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею,
дополняйте и изменяйте с течением времени.
Плюсы
такой таблицы:
·
станет меньше спорных ситуаций, когда
один родитель разрешает то, что запрещает другой;
·
с правилами ознакомятся взрослые,
которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются
с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно
с родителями;
·
такой «Свод законов нашего королевства»
вызовет интерес у ребенка;
·
ребенок быстрее научится чувствовать
грань между «можно» и «нельзя».
10. Показывайте
ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете
помочь в случае неудачи.
11. Будьте
последовательны в своих требованиях. Если вы что-то
не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите
за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые
требования.
12. Не ругайте
и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой
истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку.
Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
13. После
приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая
того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду
и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.
14. Для
благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой,
не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
15. Любите
ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый
и капризный.