Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без потерь» С элементами квест – игры для родителей

09.03.2022

Цель:

·        выработать правила общения с детьми 3 лет;

·        повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;

·        сформировать у них психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

 

Задачи:

·        сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;

·        сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;

·        развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;

·        снять эмоциональное напряжение;

·        обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

Материалы и оборудование:

·        Клубок ниток.

·        Листы с изображением двух ладоней (для каждого участника).

·        Карточки с заданием «Особенности поведения»; ребус.

·        Листы бумаги, карандаши, клей, журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок».

·        Задания для квеста: 2 кроссворда; карточки с изображениями животных; филфорд; анаграмма; карточки с частями слова.

·        Видео- и аудиоаппаратура и аудиозаписи: музыка А. Рыбникова «Вступительная тема»
из к/ф «Усатый нянь» (реж. – В. Грамматиков); любая спокойная музыка.

·        Памятка для родителей (по количеству участников).

 

Место проведения: музыкальный зал

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста, педагог-психолог, старший воспитатель и другие приглашенные специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

   

Ход тренинга:

Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.
На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.

Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.

Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.

Игра «Поприветствуем друг друга»

Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.

Установка 
Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга:

·        «Сегодня я научусь…»;

·        «Сегодня я стану…»;

·        «Отныне я буду…».

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)

Ведущий: А теперь поговорим о наших детях, их качествах.

Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»

Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней. Задача родителей – на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.
Родители представляют свои описания.

Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.

Участники тренинга смотрят видеоролик «День за днем мы растем» о том,
как дети играли, занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОО.

Ведущий: Вы увидели, какими за 9 месяцев стали дети. Они быстро развиваются, многому научились. Но нервная система дошкольника 3 лет неустойчива. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?

Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка.

Задание «Особенности поведения»

Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:

·        Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

·        Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

·        Не воспринимает мнение других.

·        Часто устраивает истерики.

·        Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

·        Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

·        Ругается, дразнится, обзывает родителей.

·        Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

·        Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

·        Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.

Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.оля2.jpgоля3.jpg

Родители: Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.оля1.jpgоля2.jpg

 горизонтали:

1. Атмосфера. (Ответ: небо.) 
2. Деревенские пашни. (Ответ: поле.)
3. Городская птица. (Ответ: голубь.)
4. Цветок. (Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. (Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.)
9. Холодное время года. (Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. (Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

·        волк, который смотрит вдаль;

·        лиса, которая прижалась к лисенку;

·        кролик, который прячется в траве;

·        рычащий тигр;

·        бегущий поросенок;

·        белочка, которая грызет орешки;

·        осел, стоящий на одном месте;

·        тигр, который лежит на камне;

·        кабан перед нападением;

·        мирно гуляющий козлик;

·        медленно бредущий медведь;

·        обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й симптом – строптивость

Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.

оля1.jpg

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом – своеволие

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.оля.jpg Хочу такой сайт

По горизонтали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.) 
4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. (Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. (Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. (Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5-й симптом – протест, бунт против окружающих

Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий педагога-психолога.

Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких

Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)

Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.

Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка
в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.

Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.

Игра «3 метафоры»

Ведущий предлагает участникам написать 3 положительные метафоры «Я – это…». Затем рядом с метафорой написать противоположную ей. Потом каждый участник выбирает одну пару метафор, которая характеризует его как родителя. Например:

·        домашнее солнце – хвост поезда;

·        зеркало реки – Баба-яга;

·        золотые руки – металл в голосе;

·        чистое поле – Карабас Барабас;

·        боксерская груша – хрустальная туфелька.

Далее участники обсуждают метафоры.

Ведущий: Как вы думаете, какое влияние оказывают ваши установки и реакции на поведение ребенка? Что вы чувствовали при выборе метафор и их обсуждении. (Родители высказываются.)

Игра «Закончи мысль»

Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение «Мусорное ведро»

Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.

Коллаж «Я и мой ребенок»

Участники тренинга с помощью клея и ножниц делают из журнальных вырезок фотоколлаж. В качестве фона звучит музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь». Затем родители презентуют свои работы.

Упражнение «Хвасталки»

Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»

В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов)
правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.

 

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

·        Что нового вы узнали?

·        Что важного открыли для себя?

·        Что удивило?

·        Что обрадовало?

·        С чем уходите?

Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:

·        Сегодня я понял…

·        Сегодня я стал…

·        Сегодня я научился…

·        Отныне я буду…

Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.

Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает стихотворение Л.А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.

Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, Хочу! Могу! И буду!

                                                                                      Приложение

 

Памятка для родителей
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»

1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.

2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.

3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.

4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.

Вербальные формулировки

 

Не нужно говорить

Можно говорить

Не ходи Не делай Не смотри

Пойдем, иди Давай сделаем Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри

 

5. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.

Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.

6. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.

7. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.

8. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:

·        категорически запрещено делать;

·        можно делать совместно с родителем;

·        можно делать самостоятельно.

9. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.

Плюсы такой таблицы:

·        станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;

·        с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;

·        такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;

·        ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».

10. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.

11. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.

12. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.

13. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.

14. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.

15. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.

         
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».