09.03.2022
Планирование
– это заблаговременное определение последовательности осуществления
воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств,
форм и методов.
Для создания системы в
планировании в дошкольном
образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1.
Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3
года;
2.
Годовой план ДОУ;
3.
Тематические планы (по основным видам деятельности);
4.
Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5.
Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Рассмотрим подробнее два вида
планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое,
так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план,
намного чаще допускают ошибки в планировании.
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
- Давайте запишем
первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на
детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
2. Соответствие планируемого педагогического
процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные
занятия планируются во вторник, среду).
3. Учет
медико-гигиенических требований к последовательности, длительности
педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
- Как Вы думаете,
какую цель преследуют первые 3 принципа?
(Сохранение и укрепление здоровья детей).
Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации
1 принципа?... 2 принципа?....
3 принципа?
4. Учет местных и региональных особенностей
климата.
- Почти все комплексные программы составлены с
учетом климатических условий нашего региона и в коррекции не нуждаются.
5. Учет времени года и погодных условий. Этот
принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных
мероприятий, занятий по экологии.
6. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо
знать тип темперамента ребенка, его
увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его
вовлечению в педагогический процесс).
7. Разумное чередование в плане организованной и
самостоятельной деятельности. (занятий; игр,
кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной
игровой деятельности и общения со сверстниками).
8. Учет изменения работоспособности детей в
течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование
занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование
статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
9. Учет уровня развития детей (проведение
занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
10.
Взаимосвязь
процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на
занятиях, но и в других видах деятельности).
11.
Регулярность,
последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра
планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с
игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно
отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ
Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в
течении 1 – 2 недель:
1 день - учить детей выполнять правила ролевого поведения;
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание
на
культуру общения;
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день - воспитывать
доброжелательное отношение к детям.
12.
Включение
элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика,
релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
13.
Планирование
строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо
взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой,
проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение
интегрированных занятий.
14.
Планируемая
деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел
в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой
информации – Хотите узнать как
живут
птицы в лесу?…).
15.
Планировать
разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию
потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы
реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную
деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду:
уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в
ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран. возр. и мл.)
– в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону
сюжетно-ролевых игр.
16.
Планируемая
деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается
обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа –
«Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?»
Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание
программных задач.
2. Знание
индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование
принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно
использовать таблицы задач по всем разделам программы.
Если задача
используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную
деятельность.
4. Совместное
составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по
результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как
выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления
каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана
намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе
работы в плане данного вида).
В перспективном
плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа
(закаливание, спорт. упражнения,
подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность
(наблюдения, ознакомление, опыты,
эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая,
театральная, музыкальная, игровая,
изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с
семьей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного
процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план
необходимо:
1. Установить объем плана в условно-учебных
часах.
2. Определить тематику, содержание, количество
занятий для прохождения каждой темы.
Н: Овощи – 2
занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий
и методы обучения для достижения
поставленных целей и задач.
Перенасыщать
нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким.
Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу
календарного планирования в течении года.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Цель: Организация
целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический
процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на
обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический
процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех
видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план
является обязательным документом (1987 г).
Компонентами
календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание,
обучение.
2. Содержание (виды действий и задачи) определяется
программой.
3. Организационно-действенный компонент (формы и
методы должны соответствовать поставленным задачам).
4. Результат (что запланировали в самом начале и
что получили должно совпадать).
Планируемые в
календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н:
воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное
отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.
Календарно-тематический
план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре, поочередно
составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток
времени необходимо планировать:
НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное,
работоспособное настроение.
В утренний
отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры,
общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
1.
Деятельность
не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть
результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не
планируются в средних и старших группах.
2.
Не
желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую
подготовку.
3.
Нельзя
планировать утром деятельность, в которой предполагается
использование колющих и режущих предметов
труда.
4.
Утром
планируем только знакомые для детей виды деятельности.
5.
Планируется
утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА.
Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей
предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое
и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было
статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:
1. Наблюдение (за погодой, природой,
транспортом, трудом взрослых, сезонными
изменениями в одежде и пр.). За явлениями
природы наблюдения проводятся
чаще.
2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…»,
бессюжетная «День – ночь»,
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети
группы. Она планируется с учетом погоды,
особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры
планируется в
старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол,
хоккей, городки) .
4. Игры дидактические, хороводные, забавы,
творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к
занятиям (математике, развитию речи), с
детьми которые не усвоили
материал ( 3 – 7 минут), с одаренными
детьми, по подготовке к праздникам.
6..Труд по
подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей
необходимо формировать потребность в
труде.
Соблюдать
последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от
настроения и желания детей.
7. Планируются
беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
ВЕЧЕР.
Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с
удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:
1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые,
строительные,
подвижные, дидактические, развивающие,
театральные. Учитываются желания и
потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые
воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу).
Примерные названия праздников: праздник «Мыльных
пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных
(бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих
лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра,
мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся
и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка)
коллективный, по подгруппам.
Планировать знакомый вид дежурства нет
необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной
деятельности, конструированию до занятия,
занятие – это результат работы
воспитателя. До занятия желательно
планировать индивидуальную работу с
робкими, «слабыми» в данном виде
деятельности детьми, для того, чтобы на
занятии эти дети чувствовали себя
увереннее.
5. Чтение
художественной литературы.
6. Работа с родителями.
7. Работа по ЗКР.
Для того чтобы
систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
ЗАНЯТИЯ.
Запись занятий в
календарном плане необходимо делать
следующим образом:
Тема занятия.
Задачи
(программное содержание).
Задачи (учебная,
развивающая и воспитательная). Чему научить, какие психические процессы развить
(мышление, память, глазомер,
любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность
задач обязательна.
Н: не
рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как
умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить
на всех занятиях.
В методической
литературе подробно указываются учебные
и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см.
программу Васильевой).
Н: ВОСПИТЫВАТЬ –
доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не
перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не
бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются
итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
Оборудование.
Активизация
словаря.
Методы и приемы.
Источник.
В методической
литературе подробно указываются учебные
и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см.
программу Васильевой).
Н: ВОСПИТЫВАТЬ –
доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не
перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не
бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются
итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы планирования зависят от программы и
от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы
планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она
необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все
виды деятельности, задачи, методы, и формы.
2. Схема-сетка.
1 страница –
список детей.
2 страница –
сетка занятий.
3 страница –
основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи
ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Н: записываем
игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по
подгруппам от 2 до 6 детей располагается
в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение
года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются
подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть
взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть
продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных
воспитателей.
В течение недели
обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана
выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Н: Тема «Рыбка»
Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование –
«Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный критерий, по которому определяется
качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и
интересной деятельностью.
Приложения
СХЕМА -
СЕТКА
календарное
планирование на 1 неделю
|
игра |
наблюдение |
познават.разв. |
труд |
развлечение |
индивид.работа |
1 половина
дня |
Дидактические, развив. настольные. 1. с математическим содержанием 2. по экологии 3. по развитию речи 4. пальчиковые 5. ПДД, ППБ |
Наблюдения из окна за состоянием природы птицами, снегом и пр. В уголке природы. 1. 2. |
1. Беседы (нравств, эколог., патриот, ЗОЖ, безопасность) 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Чтение художественной литературы. 1. 2. 3. 4. 5. |
В уголке природы Самообслуживание 1. 2. 3. |
|
По математике, развитию речи, экологии 1. 2. 3. 4. 5 |
ПРОГУЛКА |
Подвижные, спортивн. сюжетно-ролевые 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
1. за погодой 2. за животн. и растен. 3. за изменениями в природе 4. за трудом взрослых 5. за транспортом |
Беседы на нравственные темы. Закрепление знаний, полученных на занятиях. 1. 2. |
Хозяйственно- бытовой труд Труд в природе 1. 2. 3. 4. 5. |
|
ФИЗО Развитие речи Подготовка к праздникам 1. 2. 3. 4. 5. |
2
половина дня |
Сюжетно-ролевые, строительные, театральные, муз-дид., настольно-печатные… 1 2 3 4 5 6 7 |
|
Составление рассказов. Пересказ. Заучивание стихотворение. Рассматривание картинок. 1. 2. 3. 4. 5. |
Ручной труд Хозяйственно- бытовой труд, самообслуживание 1. 2. 3. |
1 развлечение в неделю 1. |
ИЗО, конструирование Математика По подготовке к занятиям 1. 2. 3. 4. 5. |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВНЕ ЗАНЯТИЙ С______ ПО ______ _________________
|
игра |
наблюдение |
познават.
разв. |
труд |
развлечение |
индивид.
работа |
1 половина
дня |
Д/и «Чудесный мешочек» - закреп. зн. геом. фигур Д/и «Из чего что варят» овощи – фрукты Р/и «Танграмм» Конструктор «Лего» П/и «Съедобное – несъедобное». |
1. Рассмотреть распустившийся цветок (как ухаживать) 2. За ветром из окна – гонит тучи, раскачивает
деревья (гнутся). |
1. Беседа «Город в котором мы живем» - архитект. памятники 2. «Части суток» -что мы делаем утром, днем, вечером. 3. «Я люблю овощи» - учить составл. описательный. рассказ. 4. «Природа живая и неживая»
- кто? что? 5. «В гостях у сказки»
рассматр. иллюстраций к сказкам. |
1. Учить самостоятельно готовить материал к занятиям. 2. Уход за цветами в уголке природы (полив) 3. Учить самостоятельно одеваться и
раздев. |
|
1. Правильно пользоваться вилкой – Петя, Кирилл. 2. Закрепить понятие гласные звуки – Артем, Дима. 3. Цвет, форма, величина- Артем, Юля. 4. Названия деревьев – Катя, Дима. 5 Артикул.упр. –Юля, Дима, Артем. |
ПРОГУЛКА |
П/и «Бездомный заяц» П/и «У медведя во бору» П/и «День и ночь» Сп/и «Футбол» Сп/упр. «Городки» С/р и. «Шоферы» |
1 За облаками – чтение
стихотворения «На что похожи облака» 2 За насекомыми – о пользе. 3 За играми старших детей – соблюдение правил, дружелюбие. 4. За грузовыми машинами. |
1. За покупками в магазин» - закр. знания об овощах, где растут, что с ними делают. 2. Составление рассказов по теме «Осень» |
1. Сбор плодов рябина для ручного труда 2. Привлечь детей к уборке засохших цветов и клумб. 3. Мытье игрушек после прогулки. 4. Уборка веранды. 5.Помочь малышам дойти до группы. |
|
1.Закрепить временные понятия: утро, день, вечер, ночь – Катя, Петя. 2.Счет в пределах 10 – Кирилл, Артем. 3.Учить бросать мяч в 4. Повторить текст потешки – Катя, Вера. 5. Приучать активно
участвовать в играх – Владик, Настя. |
2
половина дня |
С/р и «Библиотека» С/р «Семья» С/р Магазин» Д/и «Что изменилось» (внимание) Д/и «Скажи ласково» Стр/и «Города и улицы» П/и «Мышеловка» |
|
1. Составление рассказа «Если бы я был волшебником» 2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (по иллюстрациям) 3. Заучивание пословиц об осени. 4. «Наша улица» (рассматрива- ние картин по ПДД) 5. Заучивание текста пальчиковой гимнастики. |
1.Помыть строитель. 2. Учимся работать по готовой выкройке «Кошелек» 3.Реставрация старых книг (учить подклеивать, используя кальку). |
1. Литературная викторина «Узнай сказку» (по иллюстрации по тексту, по загадке) |
1.Учить правильно полоскать рот – Артем,Д 2. Расширение словаря по теме «Осень» - Андрей, Кирилл, Вера. 3.Учить вырезать из бумаги фигуры по контуру- Настя, Катя. 4.Учить отвечать на вопрос полным ответом – Юля, Вера. |
ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням
недели.
|
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
понедельник |
Приобщение
к русской народной
культуре: Знакомство
со сказками. |
Приобщение
к русской народной
культуре: Заучивание
загадок, пословиц, поговорок. |
Приобщение
к русской народной
культуре: Знакомство
с народными промыслами. |
Приобщение
к русской народной
культуре: Чтение
и заучивание потешек, песенок. |
Хозяйственно-бытовой
труд. |
Хозяйственно-бытовой
труд. |
Хозяйственно-бытовой
труд. |
Хозяйственно-бытовой
труд. |
|
Наблюдение
за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдение
за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдение
за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдение
за сезонными изменениями в природе. |
|
Словесные
игры и упражнения. |
Словесные
игры и упражнения. |
Словесные
игры и упражнения. |
Словесные
игры и упражнения. |
|
вторник |
Забочусь
о своем здоровье. |
Забочусь
о своем здоровье. |
Забочусь
о своем здоровье. |
Забочусь
о своем здоровье. |
Труд
в природе. |
Труд
в природе. |
Труд
в природе. |
Труд
в природе. |
|
Наблюдение
за животными. |
Наблюдение
за птицами. |
Наблюдение
за насекомыми. |
Наблюдение
за неживой природой. |
|
Знакомство
с творчеством художников. |
Знакомство
с творчеством художников. |
Знакомство
с творчеством композиторов. |
Знакомство
с творчеством композиторов. |
|
среда |
ПДД
(чтение). |
ПДД
(игры). |
ПДД
(беседа). |
ПДД
(наблюдение). |
Экскурсия. |
Целевая
прогулка. |
Целевая
прогулка. |
Целевая
прогулка. |
|
Игры
с математическим содержанием. Количество,
счет. |
Игры
с математическим содержанием. Форма,
величина. |
Игры
с математическим содержанием. Время. |
Игры
с математическим содержанием. Ориентировка
в пространстве. |
|
Культурно-гигиенические
навыки. |
Культурно-гигиенические
навыки. |
Культурно-гигиенические
навыки. |
Культурно-гигиенические
навыки. |
|
четверг |
Литературный
час. (авторская
проза) |
Литературный
час. (мировое
народное творчество) |
Литературный
час. (поэтические
произведения) |
Литературный
час. (заучивание) |
Наблюдение
за растительным миром. |
Наблюдение
за растительным миром. |
Наблюдение
за растительным миром. |
Наблюдение
за растительным миром. |
|
Театрализованные
игры. |
Театрализованные
игры. |
Театрализованные
игры. |
Театрализованные
игры. |
|
Работа
по закреплению темы по
познавательному развитию. |
Работа
по закреплению темы по
познавательному развитию. |
Работа
по закреплению темы по
познавательному развитию. |
Работа
по закреплению темы по
познавательному развитию. |
|
пятница |
ППБ
(беседа) |
ППБ
(чтение) |
ППБ
(игра). |
ППБ
(чтение). |
Вечер
развлечений. |
Вечер
развлечений. |
Вечер
развлечений. |
Вечер
развлечений. |
|
Игры
на развитие памяти, внимания. |
Игры
на развитие памяти, внимания. |
Игры
на развитие речи, мышления. |
Игры
на развитие речи, мышления. |
|
Наблюдение
за неживой природой. |
Наблюдение
за неживой природой. |
Наблюдение
за неживой природой. |
Наблюдение
за неживой природой. |
ЦИКЛОГРАММА.
Распределение видов деятельности по дням недели.
|
|
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
понедельник |
Развивающие игры |
«Веселый
счет» |
«Количество» |
Логические
упражнения. |
Ориентировка,
форма. |
«Время» |
«День да
ночь» |
«Семь
братцев» |
«Времена
года» |
«Календарь»,
«Часы» |
|
Наблюдение |
Изменения
в природе. |
Изменения
в природе. |
Изменения
в природе. |
Изменения
в природе. |
|
Труд
|
Самообслуживание. |
Самообслуживание. |
Самообслуживание. |
Самообслуживание. |
|
вторник |
развитие речи, словарь. |
Составление
рассказов, творческое
рассказ-ние |
Пересказ. |
Словесные
игры. |
Литературные
викторины. |
«Мир природы» |
Растительный
мир. |
Животный
мир. |
Взаимосвязь
человека с природой. |
Экология:
беседы, ситуации. |
|
Наблюдение |
Животный и
растительный
мир. |
Животный и
растительный
мир. |
Животный и
растительный
мир. |
Животный и
растительный
мир. |
|
Труд |
Хоз.-бытовой. |
Хоз.-бытовой. |
Хоз.-бытовой. |
Хоз.-бытовой. |
|
среда |
«Учимся быть здоровыми» |
Безопасность
жизни. |
Культура
поведения, правила
этикета. |
Безопасность
жизни |
Гигиенические
основы. |
Художественная литература |
Чтение,
драматизация, театрализованные
игры |
Заучивание
наизусть. |
Знакомство
с писателями. |
Загадки и
отгадки. |
|
Наблюдение |
За
погодой. |
За погодой. |
За
погодой. |
За
погодой. |
|
Труд |
Труд в
природе. |
Труд в
природе. |
Труд в
природе. |
Труд в
природе. |
|
четверг |
«Мир вокруг нас» |
«Космос» |
«Вода». |
«Суша». |
«Воздух». |
«Наша Родина» |
«Наша Родина – Россия» |
«Наш город» |
Труд взрослых. |
«Открою сам» в клубе «Почемучек». |
|
Наблюдение |
Труд взрослых. |
Труд взрослых. |
Труд взрослых. |
Труд взрослых. |
|
Труд |
В уголке природы. |
В уголке природы. |
В уголке природы. |
В уголке природы. |
|
пятница |
ПДД |
Чтение произведений. |
Рассматривание плакатов, иллюстраций, картин. |
Создание проблемных ситуаций, игры. |
ППБ |
Приобщение к русской народной культуре |
Обряды, праздники. |
Пословицы, поговорки, народные приметы. |
Экскурсия |
Целевая прогулка |
|
Наблюдение |
За транспортом. |
За транспортом. |
За транспортом. |
За транспортом. |
|
Ручной труд |
С бумагой. |
С природным материалом, бросовым материалом. |
Строитель, составление плана. |
С тканью. |
Модели
написания конспекта занятия.
Вариант 1.
1)
Тема занятия.
2)
Триединая задача
(воспитание, обучение, развитие).
3)
Оборудование.
4)
Активизация
словаря.
5)
Методические приемы
(формы организации познавательной деятельности):
а)
Организационный
момент (мотивация)
б)
Первая часть
(закрепление пройденного материала)
в)
Вторая часть
(ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
г)
Третья часть
(закрепление нового материала)
д)
Итог занятия в
соответствии с поставленными целями.
Вариант 2.
1.
Тема занятия.
2.
Триединая задача
(воспитание, обучение, развитие)
3.
Специально
организованное рабочее пространство.
4.
Активизация
словаря.
5.
Методические
приемы:
а)
Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на
активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность
предстоящей деятельностью.
б)
Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности
– стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию
занятия.
в)
Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной
ситуации, поиск выхода из нее.
Четвертая
часть (заключительная).
Разнообразие методов и приемов.
Словесные:
·
рассказ Воспитателю увлекаться словесными
методами
·
чтение обучения нельзя – это приводит к
·
беседа формальному усвоению знаний.
Наглядные (подключение к запоминанию и
усвоению учебного материала
всех органов чувств – слуха, зрения,
обоняния, вкуса, осязания):
·
Наблюдение Самые необходимые методы в
процессе Демонстрация
первоначального обучения.
·
Рассматривание
Организационные:
·
интригующее начало
·
эмоциональная
завязка
·
сюрпризный момент
и т. д.
Мотивирующие:
·
создание ситуации
занимательности
·
загадывание
загадок
·
создание ситуации
новизны
·
эффект удивления
и т.д.
Методы, возбуждающие интерес к получению
знаний и умений:
·
создание ситуации
столкновения мнений
·
игра
(познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
·
игровое
упражнение
·
эвристический
метод – метод открытий
·
проведение опыта
·
экспериментирование
·
проблемно-поисковые
методы
Календарно-тематическое планирование
_________________ учебный год
Вид деятельности
_______________________________________________
Возрастная
группа_______________________________________________
Программа
___________________________________________________________________
_(комплексная,
парциальная
_____________________________________________________________________________
Дата |
Регламентированная
деятельность |
Реализация тем
занятий в нерегламентированной и свободной деятельности |
|||
месяц |
неделя |
Тема занятия |
Программные задачи |
Дополнительное
методическое обеспечение |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение,
опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр.
(1-3 мероприятия) |
Рекомендации по
составлению календарно-тематического плана
- Данный
вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
- Количество
занятий должно соответствовать учебному плану ДОУ.
- Программные
задачи должны соответствовать возрастному
стандарту и требованиям программы.
- В 5
графе обязательно указание метод. литературы и страницы.
- Темы
должны соответствовать программе.
- Нерегламентированная
деятельность определяется по выбору педагога.