09.03.2022
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС
При организации предметно – развивающей среды в
дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей,
которые имеют свои отличительные признаки.
• Для
детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они
могут быть в активном движении – лазании, катании.
• На
четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с
яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть
такими же важными и большими.
• В среднем - старшем дошкольном возрасте
проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме
того в предметно-развивающей
среде должно учитываться формирование психологических
новообразований в разные годы жизни.
Примерные центры, которые должны быть созданы
в группе по образовательным областям с учетом ФГОС
1) Социально-коммуникативное развитие:
- Центр
ППД
- Центр
пожарной безопасности
-
Уголок дежурств
- Центр
сюжетно- ролевых игр
2) Познавательное развитие:
- Центр «Мы познаем мир»
- Центр
сенсорного развития
- Центр
конструктивной деятельности
- Центр
математического развития
- Центр экспериментирования
3) Речевое развитие:
- Центр
«Говори правильно"
- Центр
книги
4) Художественно-эстетическое развитие:
-Уголок творчества «Умелые руки»
- Центр
музыкально- театрализованной деятельности
- Центр
ряжения
5) Физическое развитие:
- Центр
физического развития
Рассмотрим
подробнее оборудование и значение некоторых зон.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная
деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них
деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные
грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Примерное
оснащение театрального уголка группы:
1. Театрально-игровое оборудование: большая и
маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф
2.
Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок.
4. Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр
петрушек, теневой театр, тростевые куклы,
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только
занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть,
экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим
музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей
очень большое значение имеет музыкальный
уголок в группе (музыкальная зона).
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его
привлекательности.
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу,
действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки
для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия
развивающей среды должны
быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание
действовать с ними.
Оборудование музыкального уголка разделяют на
два уровня: для воспитателя и для детей.
В музыкальных уголках должны находиться:
-
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие
музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие"
или "танцующие" игрушки
- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
- Музыкально дидактические игры:
- Иллюстрации - пособия
типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них
картинками
- Всевозможные картинки:
книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к
песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные
красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года»,
иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих,
танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
-
Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.
Книжный
уголок — необходимый элемент
развивающей предметной
среды в групповой комнате.
Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста
детей.
Подбор
литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны
соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Периодичность книжного обмена также зависит от
конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не
меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и
детям. В среднем,
срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.
Что мы помещаем в книжный уголок?
- Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме
программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей
младшего возраста обязательно подбирать книги в 2—3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.
-
Познавательная и детская энциклопедическая литература.
-
Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.
-
Детские журналы.
- Альбомы фотографий родного города (деревни, детских
писателей, праздников, проводимых в группе.
- Портреты
детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.
-
Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.
-
Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.
- Наборы открыток (тематические, сюжетные).
-
Настольно-печатные, речевые игры.
-
Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.
- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах).
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:
-
содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов
детской деятельности;
- гибкость игрового пространства,
полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
-
вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала,
доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Теоретический
материал физкультурного уголка.
В младших группах:
-
картотека подвижных игр;
-
картотека малоподвижных игр;
-
картотека физкультминуток;
-
картотека утренних гимнастик;
-
картотека считалок;
-
иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
-
символика и материалы по истории Олимпийского движения;
В старших группах к данному материалу добавляется:
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни
страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
Практический игровой материал и оборудование:
-
материал для подвижных игр;
-
дидактические игры о спорте;
- пособия для профилактики плоскостопия и развития
мелкой моторики рук:
коврики
массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.
- пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.
- пособия для игр и упражнений с бросанием,
ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для
настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.
Уголок
природы, который органично
вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить
наблюдения и экспериментальную деятельность.
Растения,
которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается
иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно
осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь
таблички с названием.
Все обитатели уголка природы в детском саду можно
разделить на постоянных и
временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные
растения.
Временные обитатели уголка природы – это объекты,
которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника,
пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;
- зимой
это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;
-
весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних
первоцветов.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо
иметь:
-
Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
-
Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- Альбомы «Времена года»;
книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных
художников.
-
Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки,
палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями.
Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки,
лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать
пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок
необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом,
весами.
- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие
Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются
создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической
защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и
неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.