09.03.2022
«Сюжетная
игра в ДО»
Форма организации:
деловая игра.
Цель:
повысить значимость организации сюжетной игры в воспитательно-образовательном
процессе ДОУ.
Задачи:
1.Актуализировать
имеющиеся у педагогов знания по организации сюжетной игры.
2.Способствовать
использованию в практике современных требований к организации сюжетной игры.
План педсовета:
1.Вступительное
слово зам. директора по ДО
«Современная практика организации игровой деятельности».
2.Результаты
тематической проверки. Результаты анкетирования педагогов.
3.Консультация
«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
4.Экспресс-опрос
5.Рефлексия
(осмысление) собственного игрового опыта.
6.Условия
организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ на современном этапе.
7.Домашнее
задание (атрибуты к сюжетно – ролевой игре, конспект сюжетно – ролевой игры).
8.Принятие
решения.
Ход педсовета:
1.Вступительное
слово зам. директора по ДО
«Современная
практика организации игровой деятельности»
«Игра – ведущий вид деятельности
дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в
современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое
пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек
проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в
«казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую
субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает
коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это
предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много
работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков
и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция
характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и
педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В
Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра
рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Право
играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Вместе
с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины
нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного
пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие
соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление
образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры
в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8)
технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру
декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями. Как
обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как
создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать
игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить
на сегодняшнем заседании Совета педагогов.
2.Старший
воспитатель Аналитическая справка. Анализ анкетирования педагогов.
3.Старший
воспитатель консультация «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой
игры».
“Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А. Сухомлинский.
В
отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность,
имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней
происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными
навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А.
Венгер, А. П. Усова и др.).
Вместе
с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова)
отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры занятиями, студийной
и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию,
тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание
манипуляций над образным отображением действительности.
Сегодня
в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги,
телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).
Согласно
современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая
другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой,
а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок
овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным
путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую
в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают
разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения
игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом
«духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых
умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами
становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В
этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.
У
современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом,
поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая
редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев
и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно
разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному
принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские
сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и
занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными
факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они
проводят много времени.
Одной
из характерных черт сюжетной игры, является самостоятельный характер деятельности
детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему,
время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому
подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя
воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему
самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в
реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой
игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые
правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий
характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы
перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры,
создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В
развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и
отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит
воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы,
осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла,
реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у
ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
При
разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.
Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью
развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую
изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие
дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел,
лучше справиться с ролью.
Как
всякая творческая деятельность, сюжетная игра эмоционально насыщена и
доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Таким
образом, основой сюжетной игры является мнимая, или воображаемая, ситуация,
которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет
ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой
притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в
этом мире.
На
протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят
от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных
условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные
события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный
отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских
игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и
«вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа»,
«дочки-матери» и т. д.).
Разнообразие
содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон
действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний
интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.
Для
того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо
ее грамотно организовать. Воспитатель должен
знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого
искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании
педагогики и психологии игры.
Термин
«руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному
воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию
конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
Руководство
сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог
влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует
овладению детьми ролевым поведением.
Условиями
возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два
компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком
во время игры. Предметно-игровая среда должна способствовать закреплению
полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его
самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения
действительности. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от
практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические
наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку
для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек,
предметов-заместителей и пр.
Участие
детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны
педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность
приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и
преобразовывать игровое пространство.
Педагог,
принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать
постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании
предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития
самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
В
настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и
дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный
процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось
выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в
последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в
образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.
Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности
считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития
детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми,
природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения
сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми
жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.
Для
того чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и
осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре
детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее
развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе,
и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных
возрастов.
На
каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить
двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной
игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.
(Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)
4.Экспресс-опрос (поделить
на две команды по росту, выбираем капитана команды при помощи игры «Шляпа»,
сначала обсуждение вопроса затем капитан называет, кто отвечает)
1). Перечислите
предпосылки с/р игры (ознакомительная, отобразительная, сюжетно- отобразительная)
2). Назовите этапы
становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого
поведения, сюжетосложение)
3).Назовите
наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова,
Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)
4).Кому принадлежит
данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)
5). Психические
процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)
6).
Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)
7).Определите, на каком
этапе развития игры находятся дети:
a. Любят переносить,
перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.
b. Стараются брать на
себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.
8).Определите, на каком
этапе развития игры находятся дети:
a. Ссорятся из-за игрушки,
каждый тянет ее к себе.
b. С увлечением играют
в путешествия.
9).
Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)
10).Чаще всего в игре
ребенок принимает на себя роль ….(взрослого)
11).
Назовите сюжетно - ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин",
"поликлиника", "кафе", "школа",
"парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
12).общественно-политическим
сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг",
"в выборы", "в спасателей" и т.д.)
13).Многообразие
и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…(сюжет)
14).
Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это …(наличие
атрибутов)
15).
Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры (наличие
игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных
для жизни и здоровья игрушек)
16).
Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать
поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
17).
Составьте перечень оборудования для с/р игры (Каждая команда выбирает табличку
сами).
5.Условия
организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе
·
Выполнение
санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье
игрушек)
·
Организация
игрового пространства.
·
Наличие игрушек.
·
Организация
центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей.
·
Педагогическая
ценность макета в организации предметно-игровой среды ДОУ.
6.Решение
педагогических задач
1).Максим
(4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно
сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы:
как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи
педагогического руководства?
Вариант ответа:
Воспитатель: Как ты
интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина
все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по
тротуарам приятно будет ходить.
Задача педагогического
руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование
предмета-заместителя.
2).Илья
(5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас
сфотографирую».
Вопросы: как
бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи
педагогического руководства?
Вариант ответа:
Воспитатель: Спасибо. Я
сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит
ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)
- Дочка, нас сейчас
фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы
спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.
Задача педагогического
руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать
ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.
7.Рефлексия
Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.
Участникам предлагается обсудить вопросы:
1.В
каком
возрасте для вас закончилось время игр?
2.Можно
ли сказать, что вы до
сих пор играете?
3.Когда
вы были
маленькими, в какие игры вы играли?
4.С
кем играли с особенным удовольствием?
5.
Есть ли в вашей памяти
моменты, когда вы учились играть, и как это происходило? (для
капитанов)
6.Где разворачивались
игры?
7.Можно
ли
сказать, что вы стремились играть в присутствии или в
непосредственной близости от взрослых?
9.Были
ли
у вас какие-либо особо памятные игрушки?
10.Какими
материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными
материалами и предметами)?
11.Чему
вы учились во время игр?
12.Какие
чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?
Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника
(отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира
и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с
оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр
составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность,
организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир,
учатся счету, письму и многим другим важным умениям.
Награждение команд
орденами 1 и 2 степени.
8.Решение педсовета (проект):