Приобщение к истокам

23.12.2022

Праздник Пасхи

Средне- старшая группа «Калинка»

 

Ведущая:   В эту светлую седьмицу

Вас, сюда, в свою светлицу,

Пригласила вас друзья

Будем мы – одна семья –

Пасху светлую встречать.

 

Ведущая:  Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила, радость охватила,

Поздравляю с лаской, с благодатной Пасхой

 

Станем кругом ходить и весну веселить!

Хоровод  «Весна-красна»

Дети садятся на стульчики.

 

Ведущая:  Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди пробудитесь! К вам весна идёт,

А с Весной – и Пасха радость вам несёт.

 

А нам Пасха сказку несёт

Инсценировка сказки  «Курочка Ряба»

 

Ведущая: Жили были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой,

Дружно жили, не тужили,

Вместе в церковь в субботу ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пироги пекли.

 

Баба:  Дед, ты печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед:  А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Баба: Ай да помощник! И я не дремала.

Тесто поставила. Клюкву намяла,

Сахар насыпала. Вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налили…

Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!

 

Баба: Ну, это беда не беда!

Курочка Ряба, иди к нам сюда!

 

Выходит курочка Ряба с золотым яйцом.

Курочка Ряба: Здравствуй, Дед, и здравствуй Баба!

Постаралась Кура Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила я не зря:

Ко Христову дню

Я яичко принесу.

Да яйцо тот не простое

Принесла вам золотое!

Баба: Дед, яйцо горит как жар!

Дед:   Я подумал что пожар!

Баба:  Жалко красить золотое,

Пусть стоит оно такое.

А тебе, моя хохлатушка,

Зерна насыплю в кружку.

Дед: Ну, а я воды налью,

Тоже Рябу похвалю.

 

Дед и Баба и курочка Ряба уходят, выходит Мышка.

 

Мышка: Что за странное яйцо, словно жар горит оно!

С ним немного поиграю, трону лапкой, покатаю.

(Роняет яйцо и разбивает его)

  

Мышка: Ой! Пока не видит дедка с бабкой,

Мышке ноги делать надо.

Убегает. Входят Дед и Бабка, видят разбитое яйцо

Баба: Вот такое горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед она!

Дед: Что же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слёзы лить!

Дед с Бабой плачут, выходит курочка Ряба с крашенными яйцами в руках.

Курочка Ряба: Не плачь, Дед! Не плачь Баба!

Принесла вам курочка Ряба

Яички другие,

Не золотые, а цветные!

Яйца катайте, Пасху встречайте!

 

Ведущий: На паску пекут кулечи

Куличи означают сладость жизни с Богом.

Испечем и мы с вами свой кулич.

Если я говорю вам всё правильно - вы хлопаете,

Если я говорю что то не правильно - вы топайте

Договорились?

Дети: Да!

Игра.

Мы в кулич кладем корицу?

Дети:Да! хлопают

Мед туда же будет литься?

Дети:Да! хлопают

Ванилина порошок?

Дети: Да!

Колбасы большой мешок?

Дети: Нет! топают

Огурцов насыплю я ?

Дети: Нет! топают

А вот бабушка моя

Сыпала туда муку?

Дети: Да! хлопают

Яйца подойдут в стряпню?

Дети: Да!

А еще изюм, цукаты?

Дети: Да!

Гвозди, молотки, лопаты?

Дети: Нет! топают

Творог, масло, простоквашу

Замешаем в тесто наше?

Дети: Да!хлопают

Соль и сахар, и цемент?

Дети: Нет!топают

И кулич готов в момент!

Выучим стихотворение:

А у нас куличик – золотая корка.

Крашеных яичек небольшая горка.

 

Ведущий: Я загадаю вам загадку, которую написал для вас Корней Иванович Чуковский.

Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём.

И он разбился и оттуда

Живое выкатилось чудо.

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

Да, это яичко.

А в какой праздник люди красят яички в разные красивые цвета? – На Пасху. Верно, а что еще пекут в этот праздник? – Куличи и делают творожные пасхи.

А теперь давайте скажем: как приветствуют христиане друг друга в этот праздник: Христос воскресе! – Воистину воскресе.

  

 Сценарий развлечения «Ярмарка народного творчества» в средней группе

 

Программное содержание:

1. Развивать наглядно - образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение;

2. Воспитывать патриотические чувства при ознакомлении со старинными русскими традициями, обычаями;

3. Продолжать знакомить детей с играми русского народа, бытом.

4. Учить драматизировать сказку по ролям, развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: загадкам, сказкам.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, слушание русской народной музыки, экскурсии в русскую избу, знакомство с традициями и обычаями русского народа.

обходят круг и садятся на стулья.

Хозяюшка: Здравствуйте, детишки! Здравствуйте, гости дорогие! Зовут меня Варварушка! Приглашаю я Вас всех на веселую ярмарку!

Эй, девчонки и мальчишки!

Подходите поскорей!

Покупайте, разбирайте-

Среди ложек и коней!

Среди утвари домашней,

Среди саночек резных-

Что угодно для души,

Все товары хороши!

Смотрите, кузнец и плотник товары на прилавке разложили, все здесь вещи нужные, в хозяйстве необходимые.

Что ж давайте по порядку

Загадаю вам загадки.

Кто скорей ответ найдет,

Тот ту вещь и заберет!

Загадки:

1. Весь я сделан из железа,

у меня ни ног,ни рук,

я по шляпку в доску влезу,

а по мне все тук да тук. (Гвоздь)

 

2. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

3. Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

4. Что за чудо доска, нам стирает дочиста. (Стир. доска)

5. Был на базаре, а очутился на пожаре. (Горшок)

6. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

7. Две галочки сидят на одной палочке. (Ведра и коромысла)

Молодцы! Много загадок отгадали и покупки сделать сумели.

А теперь, друзья, все вместе

Звонкую споем мы песню!

Дети исполняют русскую народную песню «На зеленом лугу.

На слова их-вох дети играют на музыкальных инструментах (ведра, ложки, кочерга и т. д.)

На зеленом лугу, их-вох!

Раз нашел я дуду, их-вох!

То не дудка была, их-вох!

Веселуха была, их-вох!

Стал я в дудку играть, их-вох!

Стали все подпевать, их-вох!

Стали все подпевать, их-вох!

Да под дудку плясать, их-вох!

 

 

 

 

 

Варварушка: Дальше пойдем! Сколько здесь веселых продавцов!

(Обращается к продавцу)

- Добрый молодец, чем торгуешь, что предлагаешь?

- Мой товар - взрослым на радость, детям на потеху.

 Посмотрите-ка на игрушки, да найдите среди них деревянные.

 

Варварушка: Детушки, как называются эти игрушки? (Богородские)

(Дети рассказывают стихотворение)

– Тук- тук, щелк-щелк

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то спешат

ребятишек все смешат!

Продавец: А вот эта игрушка как называется? (Филимоновская свистулька) А как вы догадались? (У Филимоновских свистулек длинные шеи, а еще они раскрашены в полоску)

Дети: Ой, свистулечка, какая

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

Подожди, минуточку

Ты, откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!

Варварушка: Какие игрушки остались у продавца? (Дымковские)

А из чего они сделаны? (из глины) В каком городе их изготавливают? (В городе Кирове, в селе Дымково) А как называют тех, кто делает такие красивые игрушки? (Мастерицы)

 Хочу такой сайт

 

 

 

Дети:

 Индя, индя- индючок!

Ты похож на сундучок!

Сундучок не простой-

Красный, синий, золотой!

 

У барынь алые платья и губки

Нарядные платья и теплые шубки!

Варварушка: Собирайся народ кто со мной играть пойдет! (Ирга «На горе стояли зайцы и кричали,прячьте пальцы!»)

Взрослый протягивает руки, ладонью вниз, а дети подставляют свой пальчик к ладони воспитателя. На слова «прячьте пальцы» - дети быстро убирают пальцы. Игра повторяется.)

Варварушка:У меня для вас еще игра приготовлена.

Игра «Чудесный мешочек»(В мешочке лежат дымковские, богородские игрушки. Дети на ощупь отгадывают из чего они сделаны).

Варварушка: Давно мы с вами не веселились. Давайте-ка хоровод поводим, сами повеселимся, да гостей порадуем.

Хоровод «Во сыром бору» (Выбирается галка и соколик)

В сыром бору тропина

Тропина, тропина.

По той тропке галка шла,

Галка шла, галка шла.

А за галкой соколик,

Соколик, соколик.

Поймал галку за крыло,

За крыло, за крыло.

"Постой, галка, не скачи,

Не скачи, не скачи. "

"А ты, сокол, не держи,

Не держи, не держи. (Галка с соколиком танцуют)

Варварушка: Садитесь, отдохните, да на гостя посмотрите!

Петрушка к вам собирался придти! Позовем его:

• Петрушка!

• Аюшки!

• Где ты был?

• У бабушки!

• Что принес?

• Оладушки!

• Что сделал?

• А я их под лавку положил!

• Экий, Петрушка, ты чудак!

• А как?

• Надо их в тарелочку положить и съесть.

• В следующий раз так и сделаю.

• -Петрушка!

• Аюшки!

• Где ты был?

• У бабушки!

• Что принес?

• Ботиночки!

• Что сделал?

• А я их в тарелочку положил!

• Экий, Петрушка, ты чудак!

• А как?

• Надо их на ножки одеть!.

В следующий раз так и сделаю. (Петрушка прячется еще 3 раза)

Варварушка: Ну и Петрушка, какой озорник! С вами поиграл, всех насмешил!

А давайте Петрушке песенку споем!

Дети исполняют русскую народную песню «Где был Иванушка?»

Варварушка: Хорошо поете, придется с вами поиграть!

Игра «Бабушка кисель варила»

(Дети идут по кругу, в середине круга сидит бабушка и варит кисель. Дети произносят слова: «Бабушка кисель варила, в черепушечке, в черепушечке, на горушечке! Готов ли кисель?» Если бабушка скажет«Не готов!» ,дети снова говорят слова,а если скажет«Готов!»,то дети убегают от бабушки.)

Варварушка: А теперь пришло время и сказку слушать. Какая же ярмарка без кукольного представления!

(Дети показывают сказку «Петушок и бобовое зернышко»)

Варварушка: На ярмарке не только продают и покупают, но и на каруселях катаются.

Игра «Карусель» (обруч с лентами, дети берутся за ленточки и под музыку бегут по кругу)

Еле-еле,еле-еле завертелись карусели,

А потом-потом- потом, все бегом- бегом- бегом,

Тише- тише, не спешите,карусель остановите!

Мы на ярмарке с утра, нам уже домой пора!

Хорошо мы повеселились на ярмарке? Много видели разных товаров, а еще я купила вам вкусных петушков на палочке, за ваше старание и умение!

 Развлечение "Святочные гадания"

Старшая группа

 

Цель: приобщение детей к народным традициям.

Задачи:- формировать познавательные потребности и интересы, активность;- обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;- воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре.

Участники: Хозяйка, Домовой Кузя, дети старшего дошкольного возраста.

Материал и реквизит: сундучок с записками, горшок с предметами для гадания, свечи, угощенье, моталки,золотая рыбка.

Звучит русская народная мелодия — Полянка (Воротики, выходит хозяйка

Хозяйка: Добрый день вам и поклон, гости дорогие.

Собрались со всех сторон наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица - хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной и приветливой семье.

Очень часто за событьями да за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем все о ней.

Хозяйка. Как же называются двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения?

Дети. Называются святками.

Хозяйка. Что же делали в святки?

Дети. Ответы детей

Хозяйка. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Даже сохранились такие пословицы: «Лето для старания, а зима - для гуляния!». Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души!

Хозяйка. Ой, кто это ворчит, к нам торопится, спешит? Кто ты?

Домовой. (Голос из-за двери) Я Домовой. Про меня вы позабыли, на праздник не пригласили. Я обидется могу.

Хозяйка. Не обижайся, давайте пригласим все вместе: «Домовой, домовой, приходи ты к нам домой» (Хозяйка, вместе с детьми, зовёт несколько раз Домового)

Под муз появляется Домовой

Домовой. А вот и я, добрый день мои друзья!

Хозяйка. Мы тебе очень рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютно. Расскажи нам о себе.

Домовой. Так и быть расскажу. Слушайте!

Поёт од минус «Ах, вы сени, мои сени»

Я хозяйственный такой - добрый Кузя Домовой.

Поиграть с вами могу, всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз, Кузя спляшет вам сейчас!

Чтобы в доме был покой, рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады - охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз, Кузя спляшет вам сейчас!

Хозяйка. Мы всё узнали о тебе, Кузя поиграй с нами.

Игра «Домовой» М. Ю. Картушиной (Дети встают в круг, и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)

Дедушка Домовой,

Мы пришли играть с тобой.

Что умеешь делать ты,

Нам скорее покажи,

А мы будем повторять и отгадывать.

Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения: варит кашу, чешет котёнка, печёт пироги, гладит котёнка…С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой и отгадывают, что он делал

Хозяйка. Домовой с нами играл, но, наверное, устал. Домовой, посиди, на ребят погляди.  А мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим, да про гаданья святочные расскажем.

Звучат Рождественские мелодии.

Хозяйка. Святочные гадания – это старинная, языческая традиция. Святки – приходятся на две недели от 6 января до Крещения (то есть до 19 января). И это лучшее время для гадания.

 Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается. Народные приметы в гаданиях очень разнообразны: их проводят на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах, гадают по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, и так далее.

 Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе!

Хозяйка. Без гаданья, что за Святки! Погадаем-ка, ребятки!

Гадание по профессиям «Кто кем будет?» для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Музыкальный инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина – водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

Хозяйка. Что вытянули, то и сбудется! А что сбудется, не минуется!

На Святки обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж. Как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки за ворота - куда валенок укажет, там и жених живёт

- А хотите девочки погадать, да судьбу свою узнать?

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали… (В. Жуковский "Светлана")

Игра "Весёлый башмачок"

Дети стоят в двух кругах, идут по кругу, напевая песенку - гадалку

Мой весёлый башмачок

Становись на каблучок

С кем плясать мне, расскажи,

Я бросаю, раз, два, три!

На ориентире, под ногами девочек лежат башмачки. Дошедший до ориентира ребенок кидает башмачок за спину, в соседний круг. Те участники хоровода, около которых упали башмачки, выходят в общий круг на веселую пляску.

Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»

Все дети выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему, по очереди девочка или мальчик, завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т. е. кого выбрать, и выбранный становится водящим. Если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.

Хоровод поёт:

Ходи, ходи, хоровод,

Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду,

Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай,

Да смотри не прогадай!»

Водящий отвечает словами:

Все собою хороши,

Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку)

Домовой. Мне так понравились ваши гадания. А хотите я вам погадаю. У меня есть волшебный горшочек, в котором я варю кашу.

Гадание в горшочках

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

• Монета - в новом году будет много денег

• Смайлик - год будет веселым, ждет много праздников

• Украшение - в этом году будет

• Лента-к долгой счастливой жизни

• Пуговица - жить в большой семье

• Гвоздь - на пороге гость

• Прищепки - к новым друзьям

• Колечко - сейте, мужики, пеките пироги! К тебе гости, ко мне женихи!

• Полотенце – дорога, путешествие.

• Расческа – красавица

• Книга – будешь ты учен, знанием силен

• Прихватка – хорошая хозяйка

• Кукла – пополнение в семье

• Мяч – будешь спорт любить, все рекорды бить

• Булка – достаток в доме

• Пуговица – жить будешь в семье счастливой жизнью

• Рукавица – к холодной зиме

• Конфета - весь год ждет сладкая жизнь

 

Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает девочек для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц

Участницы должны "нарядить" своих подружек - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т. п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.

Ведущая: Ай да красавицы, да рукодельницы! Спасибо вам за участие.

 

А где наши парни удалые да смелые, где рыбаки кагальницкие?

Игра «Моталки»

Раз- два, раз- два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год,

Много счастья принесет.

Игра проводится с несколькими парами детей.

 

Хозяйка. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,

Все тот час произойдет, все тот час сбывается.

- У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята и взрослые, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. Я надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг другу.

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех

И за игры, за гаданье

Благодарю вас всех! (выносит угощенье, угощает всех детей)

Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».