23.12.2022
Праздник Пасхи
Средне-
старшая группа «Калинка»
Ведущая: В эту светлую седьмицу
Вас, сюда, в свою светлицу,
Пригласила вас друзья
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать.
Ведущая: Здравствуйте, добры
молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила, радость охватила,
Поздравляю с лаской, с благодатной Пасхой
Станем кругом ходить и весну веселить!
Хоровод «Весна-красна»
Дети садятся на стульчики.
Ведущая: Из страны далёкой ласточки летят,
Весело щебечут, людям говорят:
«Люди пробудитесь! К вам весна идёт,
А с Весной – и Пасха радость вам несёт.
А нам Пасха сказку несёт
Инсценировка сказки «Курочка Ряба»
Ведущая: Жили были в одной деревушке
Старичок со своею старушкой,
Дружно жили, не тужили,
Вместе в церковь в субботу ходили,
Вместе хозяйство вели,
Вместе пироги пекли.
Баба: Дед, ты печку затопил?
Сегодня я затею пир.
Ведь праздник Пасхи наступил.
Дед: А я уж выбился из сил:
Дров наколол, воды наносил,
Печку давно для тебя натопил.
Баба: Ай да помощник! И я не дремала.
Тесто поставила. Клюкву намяла,
Сахар насыпала. Вкусный пирог
В печку сажу я, поспеет он в срок.
Сладкого морса в кувшинчик налили…
Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!
Баба: Ну, это беда не беда!
Курочка Ряба, иди к нам сюда!
Выходит курочка Ряба с золотым яйцом.
Курочка Ряба: Здравствуй, Дед, и здравствуй Баба!
Постаралась Кура Ряба.
Вы не слушали меня,
А говорила я не зря:
Ко Христову дню
Я яичко принесу.
Да яйцо тот не простое
Принесла вам золотое!
Баба: Дед, яйцо горит как жар!
Дед: Я подумал что пожар!
Баба: Жалко красить золотое,
Пусть стоит оно такое.
А тебе, моя хохлатушка,
Зерна насыплю в кружку.
Дед: Ну, а я воды налью,
Тоже Рябу похвалю.
Дед и Баба и курочка Ряба уходят, выходит Мышка.
Мышка: Что за странное яйцо, словно жар горит оно!
С ним немного поиграю, трону лапкой, покатаю.
(Роняет яйцо и разбивает его)
Мышка: Ой! Пока не видит дедка с бабкой,
Мышке ноги делать надо.
Убегает. Входят Дед и Бабка, видят разбитое яйцо
Баба: Вот такое горе! Вот беда!
Это Мышка, Дед она!
Дед: Что же делать? Как тут быть?
Баба: Будем, старый, слёзы лить!
Дед с Бабой плачут, выходит курочка Ряба с крашенными яйцами
в руках.
Курочка Ряба: Не плачь, Дед! Не плачь Баба!
Принесла вам курочка Ряба
Яички другие,
Не золотые, а цветные!
Яйца катайте, Пасху встречайте!
Ведущий: На паску пекут кулечи
Куличи
означают сладость жизни с Богом.
Испечем
и мы с вами свой кулич.
Если
я говорю вам всё правильно - вы хлопаете,
Если
я говорю что то не правильно - вы топайте
Договорились?
Дети: Да!
Игра.
Мы
в кулич кладем корицу?
Дети:Да!
хлопают
Мед
туда же будет литься?
Дети:Да!
хлопают
Ванилина
порошок?
Дети:
Да!
Колбасы
большой мешок?
Дети:
Нет! топают
Огурцов
насыплю я ?
Дети:
Нет! топают
А
вот бабушка моя
Сыпала
туда муку?
Дети:
Да! хлопают
Яйца
подойдут в стряпню?
Дети:
Да!
А
еще изюм, цукаты?
Дети:
Да!
Гвозди,
молотки, лопаты?
Дети:
Нет! топают
Творог,
масло, простоквашу
Замешаем
в тесто наше?
Дети:
Да!хлопают
Соль
и сахар, и цемент?
Дети:
Нет!топают
И
кулич готов в момент!
Выучим
стихотворение:
А у
нас куличик – золотая корка.
Крашеных
яичек небольшая горка.
Ведущий: Я загадаю вам загадку, которую написал для вас Корней
Иванович Чуковский.
Был
белый дом, чудесный дом.
И
что-то застучало в нём.
И
он разбился и оттуда
Живое
выкатилось чудо.
Такое
теплое, такое
Пушистое
и золотое.
Да,
это яичко.
А в
какой праздник люди красят яички в разные красивые цвета? – На Пасху. Верно, а что еще пекут в этот праздник? – Куличи
и делают творожные пасхи.
А
теперь давайте скажем: как приветствуют христиане друг друга в этот
праздник: Христос
воскресе! – Воистину воскресе.
Программное
содержание:
1. Развивать наглядно
- образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение;
2. Воспитывать
патриотические чувства при ознакомлении со старинными русскими традициями,
обычаями;
3. Продолжать
знакомить детей с играми русского народа, бытом.
4. Учить драматизировать сказку по ролям, развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: загадкам, сказкам.
Предварительная
работа:
Чтение русских народных
сказок, слушание русской народной музыки, экскурсии в русскую избу, знакомство
с традициями и обычаями русского народа.
обходят круг и садятся на стулья.
Хозяюшка: Здравствуйте,
детишки! Здравствуйте, гости дорогие! Зовут меня Варварушка! Приглашаю я Вас
всех на веселую ярмарку!
Эй, девчонки и
мальчишки!
Подходите поскорей!
Покупайте, разбирайте-
Среди ложек и коней!
Среди утвари домашней,
Среди саночек резных-
Что угодно для души,
Все товары хороши!
Смотрите, кузнец и
плотник товары на прилавке разложили, все здесь вещи нужные, в хозяйстве
необходимые.
Что ж давайте по
порядку
Загадаю вам загадки.
Кто скорей ответ
найдет,
Тот ту вещь и заберет!
Загадки:
1. Весь я сделан из
железа,
у меня ни ног,ни рук,
я по шляпку в доску
влезу,
а по мне все тук да тук. (Гвоздь)
2. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
3. Бычок рогат, в
руках зажат.
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
4. Что за чудо доска, нам стирает дочиста. (Стир.
доска)
5. Был на базаре, а очутился на пожаре. (Горшок)
6. Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
7. Две галочки сидят на одной палочке. (Ведра и коромысла)
Молодцы! Много загадок
отгадали и покупки сделать сумели.
А теперь, друзья, все
вместе
Звонкую споем мы
песню!
Дети исполняют русскую
народную песню «На зеленом лугу.
На слова их-вох дети играют на музыкальных инструментах (ведра, ложки, кочерга и т. д.)
На зеленом лугу,
их-вох!
Раз нашел я дуду,
их-вох!
То не дудка была,
их-вох!
Веселуха была, их-вох!
Стал я в дудку играть,
их-вох!
Стали все подпевать,
их-вох!
Стали все подпевать,
их-вох!
Да под дудку плясать,
их-вох!
Варварушка: Дальше пойдем!
Сколько здесь веселых продавцов!
(Обращается
к продавцу)
- Добрый молодец, чем
торгуешь, что предлагаешь?
- Мой товар - взрослым на радость, детям на потеху.
Посмотрите-ка на игрушки, да
найдите среди них деревянные.
Варварушка: Детушки, как
называются эти игрушки? (Богородские)
(Дети
рассказывают стихотворение)
– Тук- тук, щелк-щелк
Медведь, мужик, коза и
волк.
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то спешат
ребятишек все смешат!
Продавец: А вот эта игрушка
как называется? (Филимоновская свистулька) А
как вы догадались? (У Филимоновских свистулек
длинные шеи, а еще они раскрашены в полоску)
Дети: Ой, свистулечка,
какая
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
Подожди, минуточку
Ты, откуда, уточка?
Уточка
свистит моя:
Филимоновская я!
Варварушка: Какие игрушки
остались у продавца? (Дымковские)
А из чего они сделаны? (из глины) В
каком городе их изготавливают? (В городе Кирове, в селе
Дымково) А как называют тех, кто делает такие красивые
игрушки? (Мастерицы)
Дети:
Индя, индя- индючок!
Ты похож на сундучок!
Сундучок не простой-
Красный, синий,
золотой!
У барынь алые платья и
губки
Нарядные платья и
теплые шубки!
Варварушка: Собирайся народ кто
со мной играть пойдет! (Ирга «На горе стояли зайцы и
кричали,прячьте пальцы!»)
Взрослый протягивает руки, ладонью вниз, а дети подставляют свой пальчик к
ладони воспитателя. На слова «прячьте пальцы» -
дети быстро убирают пальцы. Игра повторяется.)
Варварушка:У меня для вас еще
игра приготовлена.
Игра «Чудесный мешочек»(В мешочке лежат дымковские,
богородские игрушки. Дети на ощупь отгадывают из чего они сделаны).
Варварушка: Давно мы с вами не
веселились. Давайте-ка хоровод поводим, сами повеселимся, да гостей порадуем.
Хоровод «Во сыром бору» (Выбирается галка и соколик)
В сыром бору тропина
Тропина, тропина.
По той тропке галка
шла,
Галка шла, галка шла.
А за галкой соколик,
Соколик, соколик.
Поймал галку за крыло,
За крыло, за крыло.
"Постой, галка,
не скачи,
Не скачи, не скачи.
"
"А ты, сокол, не
держи,
Не держи, не держи. (Галка с соколиком танцуют)
Варварушка: Садитесь, отдохните,
да на гостя посмотрите!
Петрушка к вам собирался придти! Позовем его:
• Петрушка!
• Аюшки!
• Где ты был?
• У бабушки!
• Что принес?
• Оладушки!
• Что сделал?
• А я их под лавку
положил!
• Экий, Петрушка, ты
чудак!
• А как?
• Надо их в тарелочку
положить и съесть.
• В следующий раз так
и сделаю.
• -Петрушка!
• Аюшки!
• Где ты был?
• У бабушки!
• Что принес?
• Ботиночки!
• Что сделал?
• А я их в тарелочку
положил!
• Экий, Петрушка, ты
чудак!
• А как?
• Надо их на ножки
одеть!.
В следующий раз так и сделаю. (Петрушка прячется еще 3 раза)
Варварушка: Ну и Петрушка, какой
озорник! С вами поиграл, всех насмешил!
А давайте Петрушке
песенку споем!
Дети исполняют русскую народную песню «Где был Иванушка?»
Варварушка: Хорошо поете,
придется с вами поиграть!
Игра «Бабушка кисель варила»
(Дети идут по кругу, в середине круга сидит бабушка и варит кисель. Дети
произносят слова: «Бабушка кисель варила, в
черепушечке, в черепушечке, на горушечке! Готов ли кисель?» Если бабушка скажет: «Не готов!» ,дети
снова говорят слова,а если скажет: «Готов!»,то дети убегают от бабушки.)
Варварушка: А теперь пришло
время и сказку слушать. Какая же ярмарка без
кукольного представления!
(Дети показывают сказку «Петушок и бобовое зернышко»)
Варварушка: На ярмарке не только продают и
покупают, но и на каруселях катаются.
Игра «Карусель» (обруч с лентами, дети берутся
за ленточки и под музыку бегут по кругу)
Еле-еле,еле-еле
завертелись карусели,
А потом-потом- потом,
все бегом- бегом- бегом,
Тише- тише, не
спешите,карусель остановите!
Мы на ярмарке с утра,
нам уже домой пора!
Хорошо мы повеселились на ярмарке?
Много видели разных товаров, а еще я купила вам вкусных петушков на палочке, за
ваше старание и умение!
Старшая группа
Цель: приобщение детей к народным традициям.
Задачи:- формировать познавательные потребности и интересы, активность;- обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;- воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре.
Участники: Хозяйка, Домовой Кузя, дети старшего дошкольного возраста.
Материал и реквизит: сундучок с записками, горшок с предметами для гадания, свечи, угощенье, моталки,золотая рыбка.
Звучит русская народная мелодия — Полянка (Воротики, выходит хозяйка
Хозяйка: Добрый день вам и поклон, гости дорогие.
Собрались со всех сторон наши все, родные.
Я смотрю на ваши лица - хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной и приветливой семье.
Очень часто за событьями да за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем все о ней.
Хозяйка. Как же называются двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения?
Дети. Называются святками.
Хозяйка. Что же делали в святки?
Дети. Ответы детей
Хозяйка. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Даже сохранились такие пословицы: «Лето для старания, а зима - для гуляния!». Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души!
Хозяйка. Ой, кто это ворчит, к нам торопится, спешит? Кто ты?
Домовой. (Голос из-за двери) Я Домовой. Про меня вы позабыли, на праздник не пригласили. Я обидется могу.
Хозяйка. Не обижайся, давайте пригласим все вместе: «Домовой, домовой, приходи ты к нам домой» (Хозяйка, вместе с детьми, зовёт несколько раз Домового)
Под муз появляется Домовой
Домовой. А вот и я, добрый день мои друзья!
Хозяйка. Мы тебе очень рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютно. Расскажи нам о себе.
Домовой. Так и быть расскажу. Слушайте!
Поёт од минус «Ах, вы сени, мои сени»
Я хозяйственный такой - добрый Кузя Домовой.
Поиграть с вами могу, всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз, Кузя спляшет вам сейчас!
Чтобы в доме был покой, рад стараться Домовой.
Чтобы мир был и лады - охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз, Кузя спляшет вам сейчас!
Хозяйка. Мы всё узнали о тебе, Кузя поиграй с нами.
Игра «Домовой» М. Ю. Картушиной (Дети встают в круг, и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)
Дедушка Домовой,
Мы пришли играть с тобой.
Что умеешь делать ты,
Нам скорее покажи,
А мы будем повторять и отгадывать.
Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения: варит кашу, чешет котёнка, печёт пироги, гладит котёнка…С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой и отгадывают, что он делал
Хозяйка. Домовой с нами играл, но, наверное, устал. Домовой, посиди, на ребят погляди. А мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим, да про гаданья святочные расскажем.
Звучат Рождественские мелодии.
Хозяйка. Святочные гадания – это старинная, языческая традиция. Святки – приходятся на две недели от 6 января до Крещения (то есть до 19 января). И это лучшее время для гадания.
Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается. Народные приметы в гаданиях очень разнообразны: их проводят на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах, гадают по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, и так далее.
Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе!
Хозяйка. Без гаданья, что за Святки! Погадаем-ка, ребятки!
Гадание по профессиям «Кто кем будет?» для детей (в мешочке лежат следующие предметы):
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Музыкальный инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина – водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир
Хозяйка. Что вытянули, то и сбудется! А что сбудется, не минуется!
На Святки обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж. Как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки за ворота - куда валенок укажет, там и жених живёт
- А хотите девочки погадать, да судьбу свою узнать?
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали… (В. Жуковский "Светлана")
Игра "Весёлый башмачок"
Дети стоят в двух кругах, идут по кругу, напевая песенку - гадалку
Мой весёлый башмачок
Становись на каблучок
С кем плясать мне, расскажи,
Я бросаю, раз, два, три!
На ориентире, под ногами девочек лежат башмачки. Дошедший до ориентира ребенок кидает башмачок за спину, в соседний круг. Те участники хоровода, около которых упали башмачки, выходят в общий круг на веселую пляску.
Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»
Все дети выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему, по очереди девочка или мальчик, завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т. е. кого выбрать, и выбранный становится водящим. Если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.
Хоровод поёт:
Ходи, ходи, хоровод,
Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду,
Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай,
Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами:
Все собою хороши,
Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку)
Домовой. Мне так понравились ваши гадания. А хотите я вам погадаю. У меня есть волшебный горшочек, в котором я варю кашу.
Гадание в горшочках
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
• Монета - в новом году будет много денег
• Смайлик - год будет веселым, ждет много праздников
• Украшение - в этом году будет
• Лента-к долгой счастливой жизни
• Пуговица - жить в большой семье
• Гвоздь - на пороге гость
• Прищепки - к новым друзьям
• Колечко - сейте, мужики, пеките пироги! К тебе гости, ко мне женихи!
• Полотенце – дорога, путешествие.
• Расческа – красавица
• Книга – будешь ты учен, знанием силен
• Прихватка – хорошая хозяйка
• Кукла – пополнение в семье
• Мяч – будешь спорт любить, все рекорды бить
• Булка – достаток в доме
• Пуговица – жить будешь в семье счастливой жизнью
• Рукавица – к холодной зиме
• Конфета - весь год ждет сладкая жизнь
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает девочек для участия в конкурсе рукодельниц.
Конкурс рукодельниц
Участницы должны "нарядить" своих подружек - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т. п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.
Ведущая: Ай да красавицы, да рукодельницы! Спасибо вам за участие.
А где наши парни удалые да смелые, где рыбаки кагальницкие?
Игра «Моталки»
Раз- два, раз- два, начинается игра!
На концах веревок палки,
Называются “моталки”.
Посреди веревок рыбка.
Ты мотай веревку шибко.
Тот, кто первым намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
Эта рыбка в новый год,
Много счастья принесет.
Игра проводится с несколькими парами детей.
Хозяйка. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тот час произойдет, все тот час сбывается.
- У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята и взрослые, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. Я надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг другу.
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех
И за игры, за гаданье
Благодарю вас всех! (выносит угощенье, угощает всех детей)
Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!