26.12.2022
Цель: познакомить детей со звуками Ф, Ф’, буквой Ф;
Задачи:
-
образовательные: учить детей характеризовать и
различать звуки Ф, Ф’;
совершенствовать навык различения звуков:
мягкий – твердый;
совершенствовать навык определять
место звука в словах (в начале, середине или конце слова);
познакомить с буквой Ф;
закреплять умения составлять схему
предложения;
-
развивающие: учить детей дифференцировать звуки
Ф – Ф’;
развивать фонематический слух;
развивать графо-моторные навыки;
совершенствовать умения рассуждать,
четко выражая свои мысли.
-
воспитательные: воспитывать умение уважать мнение
других;
воспитывать умение слушать друг
друга.
Оборудование: фишки синего и зеленого цветов, картинки – отгадки,
разрезные картинки, цветные бусины.
Ход
деятельности:
I.
Организационный момент.
В: Гости здесь у нас с утра,
поздоровайтесь друзья.
Дети: любим мы свой
детский сад
В нем полным - полно ребят
Может 100, а может 200.
Хорошо, когда мы вместе.
- Ребята, сегодня утром, когда я
пришла в детский сад, увидела около двери посылку, на которой не было обратного адреса.
Я взяла ее и занесла в группу. Как вы думаете, кто мог ее прислать? (Ответы детей)
-
Посмотрите, на посылке нарисованы какие-то предметы, как вы думаете, кому могут
принадлежать эти предметы? (Фокуснику).
-
Молодцы. А вот и сам фокусник (на
обратной стороне посылки картинка фокусника)
-
Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней находится. (Открываем посылку и находим в ней письмо и шляпу волшебника)
-
Письмо и волшебная шляпа. Сейчас я прочитаю вам письмо :
«Дорогие ребята! Я приготовил для
вас сюрприз. Он находится в волшебной шляпе»
-
Давайте посмотрим, что же там находится? Странно, это фантики. (В шляпе лежат фантики от конфет) .
-
Надо прочитать письмо дальше, может фокусник объяснит нам, почему в шляпе
фантики, а не сюрприз?
-«В шляпе лежат фантики от конфет,
но если вы будете работать на занятии, выполнять все задания, то произойдет
чудо.
Желаю вам удачи. Фокусник Фима».
Дети проходят и садятся за столы
II. Основная
часть: задания
-
Ну что ребята, посмотрим, какие нам приготовил задания Фокусник Фима? (достаем из посылки карточку с 1 заданием)
1 Работа со звуками.
Вот вам 1 задание: угадайте, какой
звук слышится в начале слова «ФАНТИК».
- Правильно, звук Ф. Дайте характеристику этому звуку.
- Гласный или согласный, твердый или
мягкий
- Каким цветом мы будем обозначать
звук Ф? (Синим)
-Почему?
-Молодцы! Скажите, пожалуйста, кто
запомнил как зовут фокусника? (ФИМА)
-Правильно. А с какого звука
начинается его имя?
-Правильно со звука Ф’. Дайте характеристику этому звуку
(Согласный, мягкий)
-Каким цветом будем обозначать звук Ф’?
(зеленым)
-Почему?
- Молодцы!
2
задание. А сейчас Фокусник Фима предлагает вам поиграть в игру «Угадай, какой звук» (определение
твердости - мягкости )
- я
буду вам называть слоги, а затем слова, а вы будете поднимать синюю карточку,
если услышите звук Ф, зеленую
карточку, если услышите звук Ф’
– Слоги: фа, фя, фы, фи, уф, юф
– Слова: фантик, фен, фунтик, филин, фартук, фонтан,
фикус, фарфор, конфета, фрак.
3
задание. Попробуйте отгадать загадки, а в словах - отгадках
постарайтесь
найти и назвать место нахождения звуков
Ф и Ф’
в начале, в середине, или в конце
слова).
(Дети отгадывают загадки, определяют место
звуков Ф, Ф’ в слове –
в
начале, в середине, в конце).
После
того, как дети отгадают загадку, воспитатель показывает картинку - отгадку
В парке, в летнюю жару,
Воду льёт на детвору.
Брызги веером летят.
Не найти сухих ребят!
Это, что за хулиган!
Как зовут его? (Фонтан) .
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет (фея)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет
(фотоаппарат)
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (жираф) .
Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены - (фигуристы)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый (светофор) .
- Молодцы. Вы очень хорошо
справились с заданием.
-
А сейчас Фокусник предлагает вам немного отдохнуть.
4.
Физминутка.
Мы ногами топ – топ
Мы руками хлоп – хлоп
Мы глазами миг- миг
Мы плечами чик – чик
Раз туда, два сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора
5
задание. Игра «Собери картинку» (Знакомство с буквой Ф)
( на столах лежат разрезные картинки с буквой Ф)
- ребята, Фокусник предлагает собрать разрезные картинки и
посмотреть, что у вас получилось (буква
Ф)
- правильно
-Звуки
Ф и Ф’обозначаются буквой Ф. Посмотрите на эту букву. Как вы думаете, на что
она похожа? (ответы детей)
Буква
Ф надула щёки,
Нос
задрала, руки - в боки!
Ничего
себе! Однако!
Эта
Буква - задавака!
– Давайте вспомним правило: букву –
видим и пишем, звук слышим и произносим
- Посмотрите,
из каких элементов состоит буква Ф.
Сначала нарисуй кружок,
А рядышком еще другой.
Теперь, старайся, мой дружок,
Их разделить прямой чертой. Показ
на доске.
- Сейчас Фокусник предлагает вам написать
букву Ф, но не в тетради, а
изобразить новую букву другим способом,
ну, например, выложить букву камешками.
- Молодцы, и с этим заданием вы
справились
6
задание (Работа с предложением )
-
ребята, а как вы думаете, Что может делать
фокусник? (Показывать фокусы)
-Послушайте,
что я сейчас скажу: Фокусник показывает
фокусы. (Предложение)
-
А что мы знаем про предложения? (Предложение
состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце
предложения ставится точка.)
-
разбор предложения (какое слово первое, второе, третье)
-
Молодцы, составьте схему предложения (работа
у доски)
Фокусник
предлагает нам оживить предложение (вызвать
желающих детей обыграть предложение)
III. Итог.
-
С какими звуками мы познакомились, расскажите о них.
-Какой
буквой они обозначаются. Давайте вспомним правило: буквы мы (читаем и пишем). А
звуки… (слышим и произносим).
-Ну
а сейчас посмотрим, произошло у нас чудо или нет, о котором говорил фокусник
Фима.
Из
шляпы появляется мешочек со сладостями.
-Ребята.
Посмотрите, мы с вами выполнили все задания фокусника, и произошло превращение
фантиков в конфеты.
-
Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Давайте скажем «Спасибо! » фокуснику.
До свидания.
ПИСЬМО
«Дорогие ребята! Я приготовил для
вас сюрприз. Он находится в волшебной шляпе»
-
Давайте посмотрим, что же там находится? Странно, это фантики. (В шляпе лежат фантики от конфет) .
-
Надо прочитать письмо дальше, может фокусник объяснит нам, почему в шляпе
фантики, а не сюрприз?
-«В шляпе лежат фантики от конфет,
но если вы будете работать на занятии, выполнять все задания, то произойдет
чудо.
Желаю вам удачи. Фокусник Фима».