23.12.2022
календарно-тематическое
планирование
План
организации образовательной деятельности
Тема «Зимующие птицы »
Группа (возраст) подготовительная
«Рябинка» (6 – 7 лет)
Цель: формирование знаний о зимующих
птицах и ответственного бережного отношения к ним.
Задачи:
Обучающие: Закрепить,
расширить и обобщить знания о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду.
Формировать бережное
отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Развивающие: Развивать познавательный интерес у детей к жизни
зимующих птиц, обогащать словарный запас по теме.
Развивать внимание, память, мышление - умение
сравнивать, выделять, обобщать.
Развивать мелкую
моторику рук, навыки складывания птиц из бумаги по типу оригами.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим
птицам,
воспитывать
доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им
помогать.
Предполагаемые результаты: Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности,
познавательная
активность, коммуникативные навыки, появилось
желание помогать птицам
в холодное время года.
Дети узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
Но главный результат - это усвоение детьми
того, что наши пернатые друзья
не смогут перезимовать, если мы
не будем им помогать.
Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Итоговое мероприятие: Выставка детского творчества
Дата/
день нед. |
Совместная деятельность педагога с
детьми |
Организация
РППС для самостоятельной деятельности детей |
Сотрудничество
с семьей (социальными партнерами) |
|
Организованная образовательная
деятельность |
Образовательная деятельность в
режимных моментах |
|||
5 декабря - понедельник |
1.Познавательная
деятельность (ФЦКМ) Тема:
«Зимние гости» Задачи: Обучающие:
расширять представления детей о птицах, их
разнообразии; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между
характером корма и способом его добывания; активизировать словарь детей;
расширять представления детей о жизни птиц зимой; формировать элементарные
представления о сезонных изменениях в природе и жизни птиц; знакомить детей с
повадками и особенностями жизни диких птиц зимой. Развивающие:
развивать память, связную речь. Воспитательные:
воспитывать бережное и заботливое отношение к
птицам и животным, желание оказывать посильную помощь птицам зимой. 2.Изобразительная
деятельность (рисование) Тема:
«Снегирь» Цель: Способствовать расширению
представлений о зимующей птице – снегире, закреплять умение рисовать птицу. Задачи: Образовательные: продолжать
совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей;
учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по
величине, высоте, расположению относительно друг друга; закреплять умение рисовать акварелью, правильно
пользоваться кистью и красками. Развивающие: Развивать
образное восприятие, способствовать
развитию творческого воображения, развивать речь,
художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; Воспитательные: Воспитывать
любовь и заботливое отношение к птицам.
Интеграция
областей: Социально-коммуникативное,
познавательное, речевое развитие, физическое, Художественно-эстетическое
развитие. Применяемые
педагогические технологии: информационно- коммуникативные,
здоровьесберегающие, личностно- ориентированные. Инд/р:
закреплять умения рисовать птиц (Артем, Антон,
Катя Р., Доминика) 3.Двигательная
деятельность (по плану физрука) Зан. №4 стр.42 Пензулаева
Вечер
Кружок
«В гостях у сказки» (Подготовительная группа) Подготовка к сказке (Зан. №2 декабрь) Задачи: Отрабатывать
повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений; Развивать умение искренне верить в любую
воображаемую ситуацию; Развивать творчество, воображение и фантазию.
|
Утро. Беседа о птицах Рассматривание альбома «ПТИЦЫ» Отгадывание загадок о птицах. Д/ и «Какая птица?» с
использованием наглядного материала. Инд/р, Дидактическая игра «Назови
ласково» Цель: учить образованию слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (Лукерья, Женя, Настя) Разучить
пальчиковую гимнастику «Считалка для ворон» Цель: учить
согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук. Утренняя
гимнастика П/и «Перелет
птиц» Труд в
уголке природы - уход за комнатными
растениями. Цель: воспитывать
умение равномерно поливать цветы. Дежурство
по столовой, по занятиям
Самостоятельная
деятельность детей в игровых уголках |
Книжный
уголок: Выставка книг по данной тематике, внесение альбомов
«Птицы» Энциклопедии для детей «Хочу всё
знать», «Что? Где? Когда?»
Центр развития
изобразительной деятельности Раскраски, трафареты,
шаблоны на тему Уголок природы Календарь наблюдения
за природой, Иллюстрации, схемы
Спортивный уголок Маски, атрибуты для
подвижных игр.
|
Познакомить родителей с темой
недели Предложить родителям вместе с детьми: подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.
|
Прогулка
1 Наблюдение за птицами на участке. Отгадывание
загадок о зимующих птицах. Ситуативный
разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения,
воспитывать бережное отношение к птицам. Д/И «Посчитай птиц» Цель: упражнять в согласовании числительных с
сущ. (один воробей, два воробья и т. д.) Труд на
участке – развесить кормушки
для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. Подвижная
игра «Воробушки и автомобиль». Цель:
создать настроение, развивать выразительность пантомимики. Инд/р. Метание снежков в даль (Александра, Савелий, Кристина, Ярослав) Самостоятельная
игровая деятельность на участке. |
||||
Вечер Гимнастика
после сна. Закаливание
(Ходьба по массажным дорожкам,
умывание прохладной водой) ЧХЛ Чтение
рассказа М. Горького «Воробьишко» Рассматривание иллюстраций зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные
внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, где они живут, чем
питаются, почему называются зимующими. С/Р игра «Птичий двор» Цель: развивать сюжет игры по замыслу, учить детей
перевоплощаться в птиц,
подражая их повадкам. Природоведческая
игра «Птицы, рыбы, звери» Инд/р. - Д/И «Один – много» Цель: упражнять в образовании мн. ч. имен сущ. (ворона –вороны) с, Яриком, Мишей, Женей, Настей, Луней
Предложить
детям выложить из риса или гречки фигуру птицы. Цель: развивать
мелкую моторику, творческое воображение, память.
Самостоятельная
игровая деятельность в центрах
активности |
Книжный
уголок рассказ М. Горького «Воробьишко»; иллюстрации
зимующих птиц
Игровой уголок Настольные игры
Центр развития
изобразительной деятельности: Раскраски, трафареты,
шаблоны на тему Крупы: гречка, рис, фасоль
|
Привлечение
родителей к изготовлению кормушек
|
||
Прогулка 2 Наблюдение за
тучами и облаками на вечернем небе. Цель: учить детей
выделять снеговые тучи. П/И «Ветер,
льдинки и мороз» П/И «Летает,
плавает, бегает». Цель: учить детей изображать способ передвижения
объектов живой природы, имитируя их движения Сюжетно-дидактическая
игра «Юные защитники природы» Цель: воспитание
бережного отношения к природе, желания беречь и защищать её.
Самостоятельная
деятельность детей. |
Дата/
день нед. |
Совместная деятельность педагога с
детьми |
Организация
РППС для самостоятельной деятельности детей |
Сотрудничество
с семьей (социальными партнерами) |
|
Организованная образовательная
деятельность |
Образовательная деятельность в
режимных моментах |
|||
6 декабря - вторник |
1.Познавательная
деятельность (ФЭМП) Зан. №2
(стр. 69 Помораева) Программное
содержание: Продолжать
знакомить с монетами достоинством 1, 5. 10 рублей. Учить считать по заданной мере, когда за единицу
счета принимается не один, а несколько предметов. Развивать представления об измерении времени,
познакомить с песочными часами.
Инд/р.
Закрепить понятия полный час и неполный час
(Артем, Савелий, Ярик, Александра, Алексей) 2.Изобразительная
деятельность (Лепка). Тема:
«Снегирь» (налеп) Задачи: Расширять представления детей о
зимующих птицах. Учить детей передавать свои впечатления и наблюдения за
живой природой изо деятельности посредством рельефной лепки. Продолжать учить детей изображать
птиц (снегирей, передавая особенности внешнего вида (строения птицы, окрас) Закреплять приемы лепки:
скатывания, сплющивания, примазывания, деления пластилина на части с помощью
стеки. Развивать творческие способности
детей. Материал: цветной
картон синего цвета (голубого, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки
для рук, иллюстрации с изображением снегирей.
Инд/р.
Продолжать учить лепить птиц при помощи знакомых
способах лепки (Катя Ю., Катя Л., Настя К., Антон)
3.Музыкальная
деятельность по плану муз. руководителя
|
Утро. Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: вызвать
желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу. Чтение
художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь.
Декабрь» Настольно-печатная
игра «Разрезные картинки. Птица» Цель: продолжать упражнять в умении собирать пазлы. Дидактическая
игра «Узнай птицу
по описанию» Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам Инд/р. –
Д/и «Четвертый лишний» (Алексей,
Кристина, Доминика, Артем) Утренняя
гимнастика П/И «Воробышки и кот» Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы» Цель: упражнять в
умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах Труд по
столовой Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к
завтраку. Закрепление
КГН Самостоятельная
деятельность в игровых центрах |
Уголок природы Картинки и иллюстрации с
изображением зимующих птиц для рассматривания; Дидактические игры: Лото
«Птицы» и др.
Речевой уголок Книжный
уголок
- Книги о птицах для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций на
тему - Книги энциклопедического
содержания - Серия демонстрационных
картин «Зимующие птицы» - Книги с
загадками, пословицами и поговорками о птицах Музыкальный
уголок Аудиомагнитофон Коллекция классических
произведений о птицах и детские
песенки, запись голосов птиц |
Привлечение
родителей к изготовлению книжек – малышек совместно с детьми о зимующих
птицах. |
Прогулка
1 Наблюдение
за облаками. Предложить детям найти
на небе облако похожее на птицу,
описать эту птицу, дать
ей название. Ситуативный
разговор «Что может произойти, если не подкармливать птиц
зимой?» Инд/р. Упражнять детей в ходьбе спиной вперед (Ярослав,
Катя, Савелий, Лукерья, Александра) П/и. «Совушка» Труд на участке
– подмести дорожки от снега С/Р игра «В
гостях у Лесовичка» Самостоятельная
деятельность детей |
||||
Вечер Гимнастика
после сна. Закаливание
(Ходьба по массажным дорожкам,
умывание прохладной водой) ЧХЛ В. Бианки «Красная горка» (из
сборника «Лесные были») Работа в
тетрадях «Продолжи узор» Разучивание
упражнения на дыхание «Согреем птичку дыханием» Д/И «Угадай птицу» С/Р игра «В гостях у Лесовичка» Цель: закрепить
правила поведения в лесу через игровую деятельность. Свободное
творчество в изоцентре «Учимся лепить птиц» П/и. «Я
знаю пять названий птиц» Цель: развивать
двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц. Инд/р. «Какой, какая, какие?» - образование прилагательных (Оля, Настя, Артем,
Антон, Алексей)
Самостоятельная
деятельность детей в центрах активности |
Игровой уголок Настольно-печатные
игры Атрибуты для СР игры «В гостях у Лесовичка» Центр развития
изобразительной деятельности Трафареты Пластилин |
Индивидуальные беседы по запросам родителей |
||
Прогулка 2 Наблюдение
за ветром. Как ветер влияет на
полет птиц? Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений.
П/И «Совушка»
Самостоятельная деятельность детей |
Дата/
день нед. |
Совместная деятельность педагога с
детьми |
Организация
РППС для самостоятельной деятельности детей |
Сотрудничество
с семьей (социальными партнерами) |
|
Организованная образовательная
деятельность |
Образовательная деятельность в
режимных моментах |
|||
8 декабря - четверг |
1.Познавательная
деятельность (ФЭМП) Зан. № 3. (стр. 71 декабрь) Помораева. Задачи:
•
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и
разменом. • Развивать
чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с
временным интервалом. •
Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20. •
Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей
по контурным образцам.
Инд/р.
Продолжать учить детей счету двойками (Ваня,
Александра, Ксюша, Лиза, Паша, Артем)
2.Природное
окружение. Экологическое воспитание. Тема
«Зимующие птицы» (стр. 46 пер/пл) Цель: продолжать формировать основы
экологической культуры.
3.Музыкальная
деятельность по плану музыкального руководителя
Вечер Кружок
«Умелые ручки» (Подготовительная группа) Тема: «Морозные узоры» (Зан. №2
декабрь) Задачи:
Совершенствовать умение выполнять
поделку из цветной бумаги способом квиллинга. Развивать чувство цвета и
художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать
желание доводить начатое дело до конца.
|
Утро.
Беседа «Здравствуй, зимушка-зима» Цель: дать
представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц. П/И «Успей вылететь» Работа с
моделью «Как мы помогаем птицам». Цель: воспитывать экологическую культуру - дать
понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить
детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения. Д/И «Кто больше назовёт зимующих птиц». Инд/р Вырезывание изображений птиц (Ярик, Анисья, Веста, Дима, Оля, Катя)
Утренняя
гимнастика П/И «Воробышки и кот» Самостоятельные
игры в центрах активности Дежурство
по столовой, по занятиям Самостоятельная
деятельность детей |
Уголок
природы Календарь наблюдения за природой, Иллюстрации,
схемы Уголок
эспериментирования Перья птиц для рассматривания, сравнения,
эксперементирования Уголок
конструирования Различные
виды конструкторов, «Лего». -
Строительный материал: крупный, мелкий
Спортивный уголок Маски, атрибуты для
подвижных игр.
|
Консультации «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». |
Прогулка
1 Наблюдение
за синицами. Они прилетели из леса
в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название
они получили из-за своего пения: «Синь – синь». Д/И «Птицы,
звери, рыбы» Ситуативный
разговор «Пользу или вред приносят птицы?» Труд:
почистить кормушки, насыпать корм. Подвижная игра «Коршун и наседка» Инд/р. Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между спортивным оборудованием. (Миша,
Алексей, Савелий, Катя, Луня, Доминика) С/Р игра по желанию детей Самостоятельная
двигательная активность на участке. |
||||
Вечер Гимнастика
после сна. Закаливание
(Ходьба по массажным дорожкам,
умывание прохладной водой) ЧХЛ В.
Берестов «О чем поют воробышки» Слушание фонограммы с голосами птиц. Найти в альбоме птиц,
чьи голоса они слышали. Просмотр
мультфильма «Высокая горка» Цель: формировать
личную оценку поступков героев. Д/И «Счетные
палочки» Цель:
упражнять в умении составлять птиц из счетных палочек. Инд/р - Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов (Александра,
Веста, Кристина, Женя, Антон) Конструктивная
деятельность; «Домики для птиц» Цель: развивать
конструктивные навыки, воображение детей. П/и
«Третий лишний» Труд в
уголке природы. Цель: выяснить, какие
растения нуждаются в поливе, а какие нет, выяснить, почему цветы нужно
поливать неодинаково. Самостоятельная
деятельность детей |
Музыкальный уголок Аудиомагнитофон Коллекция произведений
и детские песенки на тему
Игровой уголок Дидактические игры Пазлы Уголок конструирования Различные виды
конструкторов Строительный материал Уголок природы Календарь наблюдения
за природой, Цветы, лейки, палочки для рыхления почвы |
Инд. беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» Цель: выявить интерес
и отношение к птицам зимой у детей. |
||
Прогулка
2 Наблюдение
за одеждой людей. Предложить детям
назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему?
Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды. Д/И «Какая одежда у птиц» П/И «Птицелов» Провести
опыт «Как маскируются животные». Цель: формировать у детей познавательный интерес к
природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность Самостоятельная
деятельность детей |
Дата/
день нед. |
Совместная деятельность педагога с
детьми |
Организация
РППС для самостоятельной деятельности детей |
Сотрудничество
с семьей (социальными партнерами) |
|
Организованная образовательная
деятельность |
Образовательная деятельность в
режимных моментах |
|||
9 декабря - пятница |
1.Коммуникативная
деятельность (речевое развитие) Тема:
«Тяпа и Топ сварили компот» (стр 48 Гербова) Цель.
Совершенствовать умение детей составлять рассказы
по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Инд/р. Игра «Наоборот» (антонимы) – Александра, Артем,
Настя, Ярик, Женя, Луня 2.
Приобщение к истокам русской народной культуры Тема: «Светит, да не греет» Пр. сод. Беседа о разных источниках освещения. Показ
теневого театра.
3.Двигательная
деятельность по плану физрука
Зан. №6 стр.43. Пензулаева
Вечер. Оформление
выставки детских работ |
Утро.
Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад. Цель: продолжать формировать обобщенное представление
о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение
к природе, развивать умение строить сложные предложения. Загадывание
загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки. Дидактическая
игра «Что сначала, что потом». Цель:
закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо,
птенец, птица), развивать связную
речь. Инд/р
- Д/И «Назови ласково» Цель: упражнять
детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных (Веста, Софья, Дима, Миша, Оля) Утренняя гимнастика П/и
«Воробышки и автомобиль» Дежурство
по столовой, по занятиям
Самостоятельная
деятельность детей в игровых центрах |
Книжный уголок Центр
развития изобразительной деятельности Разнообразные художественные и природные
материалы: засушенные листья, семена, перья, листы тонированной бумаги и
др. для коллажа на тему «Птицы на
кормушке», Раскраски, трафареты, шаблоны на тему, наборы для
детского творчества Алгоритмы рисования и лепки птиц Репродукции картин художников по теме «Зимующие
птицы», фотографий и иллюстраций по теме Дидактические игры |
Задание: Составить с детьми описательные загадки
о зимующих птицах. |
Прогулка
1 Наблюдение
за солнцем. Продолжить отмечать с
детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с
некоторыми закономерностями в природе. П/И «День –ночь» Д/И «Что говорит нам пословица» Цель: развивать умение детей понимать смысл народных
пословиц и поговорок. Разучить
пальчиковую гимнастику «Кормушка» Ситуативный
разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?» Труд на
участке – размести дорожки от снега Инд/р. Упражнять детей в быстром беге со сменой
направления по сигналу воспитателя (Ярослав, Дима, Савелий, Алексей, Катя,
Настя, Оля)
Самостоятельная
двигательная активность детей на участке. |
||||
Вечер
Гимнастика
после сна. Закаливание
(Ходьба по массажным дорожкам,
умывание прохладной водой) ЧХЛ В, Витка «Синица» Отгадывание
загадок про птиц. Д/И «Улетает - не улетает». Цель: отличать зимующих птиц от других. Ручной
труд. Изготовление кормушек
для птиц из коробок и
пластиковых бутылок. Цель: развивать вариативность
мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению
результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей
природе П/и «Я знаю пять названий птиц» Цель: развивать
двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц Инд/р -
Упр. «Какой, какая, какие?
(образование прилагательных) – Катя, Женя, Александра, Кристина, Антон Хозяйственно – бытовой труд в группе: привлечь детей к мытью игрушек, стирке
кукольного белья. Цель: воспитывать трудовые
навыки. Самостоятельная
деятельность детей в игровых центрах |
Уголок
экспериментирования Необходимые материалы для ручного труда (коробки,
бутылки, ножницы, картон, клей) Спортивный уголок Спортивный инвентарь для подвижных игр |
Помощь в оформлении выставки детских работ Предложить выучить
с детьми стихотворение о зимующих птицах. |
||
Прогулка
2 Наблюдения
за следами на снегу. Д/И «Где чьи следы?» Цель: развивать наблюдательность, воображение,
закрепить знания об окружающем мире. П/И «Кого не стало?» |