23.12.2022
Игры с бусами.
Бусотерапия или волшебные игры Феи Бусинки (игры с бусами: горка, дорожка, куча-мала, улитка, цветок, птичка, «сочиняем сказку»)
«Умные бусы» - счет, геометрические фигуры, сложение и вычитание, буквы.
Нанизывание бус на нитку, нанизывание в определенном порядке – по форме, по цвету, по величине.
«Делаем бусы»
- Воспитатель просит рассортировать бусинки.
- Взрослый предлагает ребятам сделать бусы чередуя цвета и формы бусинок.
- Детям даётся задание сначала нанизать 1 оранжевую бусинку, затем – 2 жёлтые, 3 розовые, 4 ромашки, 5 ракушек.
2. Игры с тактильными дощечками: "Найди непохожие дощечки», «Разложи дощечки по «сюжету», составление рассказов с опорой на «тактильные дощечки», составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь, составление рассказов о себе.
Тактильное лото, тактильные ладошки.
3. Игры с пуговицами: «Забавная змейка» (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание пуговиц в ряд, с определенной закономерностью, «башенки» из пуговиц)
«Пуговичное ожерелье» - изучаем цвета, учимся считать, большие-маленькие.
Картинки из пуговиц.
Логические задачки – выкладывание пуговиц в определенной последовательности (большие - маленькие, большие - маленькие; красная -синяя, красная - синяя; 1 красная – 2 желтых, 1 красная- 2 желтых и т.д.)
Три цветочка (маленькие – из маленьких пуговиц, средние – из средних, большие - из больших)
«Посели пуговицы в домик» - домики разных цветов, вернуть пуговицы в свои домики по цвету.
Пуговичные узоры, картинки.
4. Игры с прищепками
Наряжаем елку
Предложить ребенку стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужныигрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку.
Веселые человечки
Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хужеконструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.
Бусы
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание - чередовать прищепки по цвету.
Салочки
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончаниюигры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.
Наш отличный ряд
Взять картонные полоски и научить детей прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом развиваются у детей чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.
Игры с цифрами
Учим детей соотносить цифру с количеством. Берем одинаковые полоски и предлагаем детям прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.
«Весёлые фигурки»
- Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т.д.
- Воспитатель просит детей прикрепить: солнышку жёлтые лучики; ёлочке зелёные иголки, тучке синий дождик.
- Взрослый предлагает ребятам прикрепить солнышку – 3 жёлтых лучика, ёлочке – 4 зелёные иголки и т.д.
- Взрослый просит ребят сделать солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, синий цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.
5 «Разноцветные камешки»
Задания:
- Воспитатель предлагает детям разобрать камешки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.
- Воспитатель просит детей сделать дорожку из пяти камешков, после чего «умным» пальчиком посчитать их слева на права и справа на лево (прямой и обратный счёт)
- Взрослый предлагает детям сделать дорожку из камешков, причём сначала просит положить на стол красный камешек, затем – жёлтый, зелёный, синий и т.д.
- Воспитатель просит детей сделать дорожку из камешков, сначала – 1 красный камешек, затем – 2 жёлтых, 3 зелёных, 4 синих и т.д.
6 «Фасоль»
- Воспитатель просит детей сделать дорожку из фасоли.
- Взрослый предлагает выложить из фасоли какой-то рисунок (можно букву) . Например, выложить букву «А», «Т», «Н».
- Воспитатель просит к 3-м фасолинам добавить ещё 2-е и подсчитать сколько получилось всего; убрать 3 фасолины и подсчитать сколько осталось; добавить 4 фасолины и сказать сколько всего на столе фасоли и т.п.
- Взрослый предлагает рассортировать фасоль на три баночки.
7 «Мозаика»
- Воспитатель предлагает детям сделать дорожки: 1-ю – красную, 2-ю – жёлтую, 3-ю – зелёную и т.д.
- Взрослый просит сделать из мозаики какой-то рисунок. Например, зелёную травку, синий дождик и т.п.
- Детям даётся задание сделать дорожку из мозаики, чередуя цвета: красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, красный, жёлтый…
8 Упражнение с пипеткой.
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
9 Болты и гайки.
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
10 Упражнения с дыроколом.
Проделать дыроколом отверстия по краю фигурки. Взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
11 Сортировка семян.
Требуется рассортировать различные виды семян по разным сосудам.
12 Зубочистка.
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
13 Песок.
Пусть заранее заготовленный рисунок ребенок смажет клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стряхнуть лишний песок с картинки.
14 Переливание жидкостей.
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с «переливания» семян, например, гороха. После этого можно учиться «переливать» песок, и только потом воду.
15 Упражнения с карандашом
- Возьмите неотточенный карандаш (или два карандаша), зажмите его между ладонями и потрите (Дети перекатывают карандаш между ладонями.)- Послушайте, как он “ шуршит.” Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он” шумит “ у вас (наклоняется то к одному , то к другому ребёнку).
-Дети, поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперёд и назад. Отложите карандаш, опустите руки, встряхните ими.
-Зажмите карандаши в четырёх пальцах правой и левой рук , согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место. (Повторить 3- 4раза.)
- Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. А теперь вращаем руки с карандашом то в одну сторону , то в другую сторону.(Карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Повторить 2-3 раза.)
- Возьмите карандаш между указательными пальцами обеих рук, а другой - между средними пальцами и соедините их. Поверните зажатые между пальцами карандаши вертикально так ,чтобы два пальца правой руки были сверху , а два пальца левой руки поддерживали карандаши снизу. А теперь поверните зажатые между пальцами карандаши так, чтобы два пальца левой руки оказались сверху, а два пальца правой руки поддерживали карандаши снизу. Карандаши вращаются в вертикальной плоскости. ( Повторить 4 раза.)
16 Упражнения с ладонями
- Поверните развёрнутые ладошки ко мне, согните по четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Молодцы, все согнули, а теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Согните четыре пальца, разогните. (Повторить 2-3 раза.)
Покажите мне раскрытые ладошки. Согните и разогните большой палец.
- «Мячики" Дети изображают руками сначала маленькие, потом большие мячи . При изображение маленького мяча , пальцы рук расслаблены, а большого мяча - напряжены. (Повторить 3 раза.)
- Дети ставят локти на стол. Руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга ,ладони повёрнуты вовнутрь. Пальцы правой руки сжаты в кулак, а пальцы левой выпрямлены и соединены. Затем пальцы левой руки сжимаются в кулак и одновременно выпрямляются , и соединяются пальцы правой руки. (Повторить игру” кулак - ладонь “ несколько раз.)
17Игровые упражненияс массажным мячом.
-Возьмите резиновый мяч в правую руку, сожмите и разомните его. Повторите 4 раза.Переложите мяч в левую руку, сожмите и разожмите его. Повторите 4 раза.Затем вся игра повторяется каждой рукой по 2 раза.
- Возьмите мяч , зажмите его между ладонями , пальцы рук соедините вместе и направьте вверх, наклоните сложенные ладони с мячом вправо и нажмите верхней ладонью на мяч. Возьмите мяч, зажмите его между ладонями , пальцы рук соедините вместе и направьте вверх, наклоните сложенные ладони с мячом вправо и нажмите верхней ладонью на мяч.
- Поставьте локти на стол .Положите мячи на большие пальцы правой и левой рук и зажмите сверху остальными пальцами. Сжимайте и разжимайте мяч. Повторить 4 раза.
- Зажмите массажный мяч между ладонями , пальцы обеих рук сцепите «в замок». Сжимайте и разжимайте его в ладонях , не расцепляя пальцев рук. Повторить 5 раз. Затем , разожмите пальцы и покатайте мяч между ладонями, круговыми и прямыми движениями.
- Зажмите массажный мяч между ладонями , сложенным домиком. Не разжимая сведённых над мячом пальцев , нажмите большими пальцами на мяч несколько раз и разведите их в стороны. Повторить 2 раза. Оставив большие пальцы разведёнными в стороны , согните указательные пальцы, нажмите ими на мяч несколько ра и разведите их в стороны. Повторить 2 раза. Не разжимая ладоней, согните остальные пальцы обеих рук, надавите ими на мяч несколько раз и разведите их в стороны. Повторить 2 раза. Большие и указательные пальцы при этом , остаются разведённые в стороны. Затем покатайте мяч между ладонями круговыми и прямыми движениями.
18 Игровые упражнения с различными предметами.
- Возьмите коробочки со счётными палочками. Выложите на стол пять штук. Брать их нужно правой рукой по одной. А теперь левой рукой берите по одной палочке и складывайте их обратно в коробочку. Повторить 2 раза. При повторном выполнении дети выкладывают палочки левой рук ,а складывают правой.
- Поиграем с фасолью. Правой рукой переложите фасоль из одной тарелки в другую. Брать её нужно по одной штучке. Левой рукой переложите фасоль обратно. А теперь одновременно правой и левой руками возьмите фасоль по одной штучке и разложите её в две тарелки.
- «Строим забор» (счётные палочки.) Забор нужно строить слева направо, от домика. Брать нужно по одной палочке правой рукой и выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга. Выложенный забор собирают левой рукой по одной палочке также слева направо от домика.
- «Выгладим платочки» ( лист фольги. ) Возьмите со стола лист фольги и сомните его двумя руками, превращая его в комок. Скомканный лист «разгладьте»,пользуясь всеми пальцами обеих рук , так , чтобы он не топорщился ,и не один его край не остался загнутым. Повторить 2 раза.
- Возьмите тарелочки со смешанными в них фасолью и мелкими камешками разложите их на две пустые тарелочки. Левой рукой берут фасоль, а правой - камешки, по одной штучке, с одновременным действием обеих рук. А затем из двух тарелок одновременно правой и левой рукой складывают камешки и фасоль по одной штучке обратно.
- «Автомобиль». Педагог предлагает выложить левой рукой по одной счётной палочке (всего8 шт.) на плоскость стола, располагая их, на небольшом расстоянии друг от друга. Возьмите шашечку (можно пробку от газ.воды)переверните её, положите на стол слева от счётных палочек. Указательный палец правой руки вставьте в углубление и проведите этот «автомобиль» между палочками слева направо, не задевая их. Возвращаемся по этой же дорожке справа налево, с помощью указательного пальца той же руки. Затем эти же движения выполняются указательным пальцем левой руки. Закончив игру, дети складывают счётные палочки по одной штуке правой рукой в коробку.
- Возьмите клубок ниток в левую руку, размотайте правой рукой нитку и снова смотайте её. Затем переложите клубок в правую руку. Левой рукой размотайте нитку и снова смотайте.
- Приготовьте две тарелочки с пятью пуговицами на каждой. Правой рукой каждый ребёнок набирает в кулачок по одной штуке. Собрав все пять, он держит их в кулаке . То же самое он делает левой рукой. Когда все пуговицы собраны, он высыпает их обратно на тарелки и снова набирает, но теперь двумя руками одновременно. Затем высыпает пуговицы и отодвигает тарелки.
19 Самомассаж кистей и рук
1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой- левую (поглаживание , похлопывание, разминание до появления ощущения тепла, до 1 минуты).
2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.
3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот (молоток ).
4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.
1. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца. Середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Тереть ладони друг о друга движениями вверх- вниз.
3. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.
4. Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.
20 Упражнения за столом
1. «Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе ).
2. «имитация игры на фортепиано».
3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе ).
4. «Бегают человечки». Указательными и средними пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.
1. «Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями постучать по столу.
2. « Пальчики танцуют». Три пальца(любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями « передвигаются» в разных направлениях.
3. Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.
4. «Ладонь –ребро –кулак». Сначала правой , затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.
1. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки на столе. Расслабиться, растопырить пальцы , напрячь их, собрать в кулак.
2. « Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать кдруг другу. Не размыкая их, сгибать пальцы на встречу кдруг другу.
3. Показывать пальцами и кистями рук: « гнёздышко», «лодочку», « крышу», « очки», «козу», « ножницы» и др.
4. «Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой(указательный, средний. Безымянный. Мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.
1. «Щелчок». Сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
2. « Замок». Постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели : «Пошли пальчики гулять1 ,2. 3, 4, 5.»
3. «Корни деревьев». Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
4. «Колокольчик». Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребёнок им свободно двигает.
21 Игры с бумагой
«Шарфикдля куклы»
Ход игры.Покажите ребенку шарфик, рассмотрите его вместе с ним. Выделите как деталь кисточки. Предложите ребенку на выбор несколько полосок бумаги разного цвета — пусть он сам возьмет ту, которая ему больше по душе,— и попросите сделать для любимой куклы новый шарфик с кисточками из бумаги — выполнить надрезы по пунктирным линиям. То же самое можно сделать на шаблоне шапочки. Предложите ребенку: «Сделай помпон на шапочке пушистым». Прочтите стихотворение:
Подарили шарфик
Девочке Варюшке,
На концах у шарфика
Кисточки - помпошки.
Когда ребенок закончит свою работу, покажите кукле кисточки на шарфике и помпон на шапочке. Пусть она поблагодарит малыша.
Усложнение задания.Может заключаться в изготовлении воротника на зимнем пальто.
«Подари лисичке хвостик»
Ход игры.Предложите ребенку рассмотреть изображение лисы. Обратите его внимание на внешний вид лисы: пушистый мех рыжего цвета, а хвост — белый.Скажите: «Лиса очень грустит, потому что ее хвост белый.Давай поможем лисе. Я покажу, как от большого кусочка оранжевой бумаги можно отрывать маленькие кусочки». Складывайте кусочки бумаги на подносик. Когда их наберется достаточное количество для хвоста, налейте клей в такую емкость, в которую ребенку удобно будет макать эти маленькие кусочки. Покажите, как можно обмакнуть клочок бумаги в клей, приклейте его лисий хвост. Пусть ребенок продолжит работу до тех пор, пока хвост не станет пушистым и рыжим. Если малыш устал, продолжайте работу вместе с ним.
Усложнение задания.Возможно за счет увеличения количества животных — предложите ребенку сделать рыжим хвостик белки (техника аналогична описанной выше).
«Пушистый воротник»
Ход игры.Рассмотрите с ребенком зимнее пальто. Обратите его внимание не то, что на пальто теплый, пушистый меховой воротник. Предложите ребенку сделать воротник на пальто из бумаги. Сделайте выкройку из бумаги, сложив ее в четыре слоя. Ножницами надрежьте воротник по
внешней стороне. Возьмите нож и «завейте» «мех» (резко проведите ножом по полоске бумаги — она закрутится). Полюбуйтесь воротником. Попросите ребенка «пришить» (приклеить) его к кукольному пальто.
Усложнение задания.Предложите ребенку сделать воротник к зимнему пальто для плоскостной куклы; сделать «меховыми» манжеты.
Расскажите ребенку стихотворение:
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одежка.
Б.Заходер