21.12.2022
НОД «Моя Родина Россия»
Дети вместе с воспитателем входят в
группу друг за другом, затем встают в круг и берутся за руки.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой
друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу
улыбнемся.
-Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне
здесь подружиться?
-Я Любовь Васильевна, а ты кто?
- Ответь мне, как тебя ласково зовут? (дети по очереди называют себя ласково)
- Здравствуйте, милые дети, Вы всех
прекрасней на свете.
Вот таких пригожих, хороших, я приглашаю
в удивительное путешествие, по нашей любимой Родине.
(дети садятся за столы)
1 - Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Шар земной передо мной,
Не такой уж он большой.
Я его верчу рукой,
Сразу край нашел лесной:
Рядом с ниточкой - рекой,
Точка город мой родной.
-Ребята скажите что это? - Правильно это
глобус.
-Посмотрите,
кто пришел к нам в гости (показываю глобус с глазками, ручками и
ножками). Какой наш глобус веселый, задорный.
-Скажите, а что такое глобус? (это модель планеты Земля)
-Какая удивительная планета Земля! На ее
поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины,
шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
-Этот
маленький гость побудет у нас на занятии и послушает, что вы знаете о
своей стране и как любите свою Родину.
2 - Мы с вами
живем в самой большой и прекрасной стране на Земле.
- Кто знает, как она называется?
(спрашиваю нескольких детей, а как ты думаешь?)
- Конечно это Россия.
-Правильно, у нашей страны удивительно
красивое и звучное имя – Россия. В нашей стране много всего самого прекрасного:
необыкновенно красивая природа, города, замечательные люди.
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной
территории, как Россия.
- Как в любом другом государстве в
России есть земля, на которой она находится - это территория России.
– Ребята, как узнать, где кончается
территория России? (по границе)
(территория России заканчивается
границей)
Правильно, Россия со всех сторон
ограждена границей (показываю).
- Кто охраняет нашу границу?
(нашу границу охраняют пограничники)
(показываю иллюстрацию)
-
Россияне очень любят свою страну,
поэтому ее и охраняют.
-
Кто из вас может показать территорию России?
(вызываю ребенка для показа)
- Вот как много места занимает
территория России. Она расположена в двух
частях света: в Европе и Азии.
- Кто знает, какими тремя океанами
омывается Россия?
- Россия омывается: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим океанами. (вызываю нескольких детей показать океаны)
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся
спать, на другом конце начинается утро, на одном может идти снег, а на другом
припекает солнце.
- Ребята, какие цвета преобладают на
карте нашей Родины? (зеленый, синий,
коричневый, белый)
- Что они означают? ( ответы детей: синий
- вода, коричневый - суша, зеленый - лес, белый - снег).
- В России есть реки, моря, озера, горы,
степи, леса, тундра. (показываю иллюстрации)
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Пейзаж»
(разрезные картинки)
- У вас на столах есть конверты, в
которых лежат разрезные картинки, вы должны собрать картинку, кто первый соберет поднимет руки. И мы
посмотрим, что же на вашей картинке изображено.
Дети подгруппами собирают картинки с
изображением разных пейзажей нашей
страны. (обсуждение вместе с детьми)
- Вот какая замечательная природа в
нашей стране!
3 - Ребята, как
много стран на нашей планете. Мы живем с вами в России.
- А вы знаете города, которые есть в
нашей стране? (ответы детей)
- Как называются люди, которые живут на территории России?
- Люди, которые живут на территории России, называются россиянами
- Молодцы, как много городов мы с вами
знаем.
- Ребята, вы немного устали? Давайте с
вами отдохнем, вставайте возле стульчиков и послушайте меня. Повторяйте за
мной.
4 - Физкультминутка.
Что там чудится в тумане?
(дети вытягивают руки вперед)
Волны плещут в океане, (машут руками, изображая волны)
Это мачты кораблей, (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке,
(сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(приседание)
- Молодцы, садитесь тихонько на
стульчики.
5 - Ребята, ответьте мне на вопрос. Каких,
три отличительных символа есть у каждой
страны, в том числе и у России? (герб, гимн, флаг)
- Правильно, молодцы.
- Самый главный символ любой страны –
это флаг. Раньше его называли – знаменем. Давным – давно, много лет назад люди
в место флага использовали шест, а к его верхушке привязывали пучок травы или ветки окрашенные в яркий цвет. Флаг – это
символ власти в стране.
- Давайте с
вами поиграть в игру «Составь флаг по памяти».
- У вас на столах лежат три полоски, разного цвета.
Вы, наверное, догадались, что это цвета нашего флага. Предлагаю вам из этих
полосок составить флаг Р.Ф.
- Кто желает составить флаг у доски? А все остальные
работают за столами.
- Молодцы,
правильно составили.
- Верхняя полоска белая, средняя полоска синяя,
нижняя полоска красная.
- Послушайте стихотворение «Флаг России». В. Степанов.
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска – солнечный рассвет.
- Цвета Российского флага выбраны неслучайно. Они
связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси
считались самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.
- Кто знает, что означают эти цвета.
Белый цвет обозначает мир и чистоту.
Синий – небо
и верность.
Красная полоска – огонь и отвагу.
6 - Еще один
немало важный символ России это – герб. У каждой страны есть свой герб. (показываю
герб)
- Кто знает, из чего состоит герб Российской
Федерации. Герб любой страны изображен на щите.
- Какого цвета щит? (красного)
- Что находится в центре щита? (двуглавый орел – это
значит, что наше государство сильное и непобедимое; на голове у орла корона - она символизирует закон; в лапах он держит скипетр – символ власти и
державу – символ могущества страны; в центре орла мы видим воина – победителя
сидящего на коне – он символизирует защиту государства).
- Этому Российскому гербу много лет. Конечно, сейчас нет царей, но корона, скипетр и
держава, напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя и могучая.
7
- Ребята, послушайте, пожалуйста, песню.( включаю аудиозапись гимна Р.Ф.)
- Кто знает, что сейчас прозвучало?
- Правильно это – гимн Российской Федерации. А, что
такое гимн?
Гимн это –
торжественная песня. – Ребята, когда
исполняется гимн?
Гимн исполняется в особенных и торжественных случаях. Гимн России очень
красивый и величественный. Ребята, давайте вспомним, как нужно слушать гимн (стоя
и не разговаривать). Тем самым народ проявляет уважение к гимну и к своей стране.
Давайте послушаем отрывок гимна и внимательно вслушаемся в торжественные слова.
(Включаю запись, дети слушают стоя) (один куплет) – Молодцы, садитесь.
8
- Ребята отгадайте загадку:
Дом, где мы с тобой живем,
И березки под окном,
Поле с тонким колоском
Флаг России над Кремлем
Все, что в сердце сбережем
Как все это назовем?
- Правильно это – Родина.
- Россия - наша Родина. Родина у нас у всех единственная,
как у каждого человека одна мама, один папа, так и Родина у каждого бывает
одна. В народе говорят: «Русский человек без Родины не живет».
9
- Сейчас мы с вами будем выкладывать из букв слова Родина и Россия.
- У вас на столах лежат конверты, в них буквы, из этих букв должны составить слова: Родина и
Россия. Я приглашаю к доске двух детей.
(Двое детей работают у доски, остальные за столами)
- Молодцы, правильно составили слова.
- Родина и Россия – это великие слова.
10
- Ребята посмотрите на нашего гостя. Как, вы думаете, ему очень понравилось
наше занятие? Да, ему очень понравилось, как вы отвечали.
- Ребята, что это? Письмо? (Зачитываю письмо)
- « Ребята, какие вы молодцы!!! Много знаете о своей
стране. Это красота, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти
полноводные реки даны нам свыше. Когда-то наши деды сохранили их для нас,
уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь ваша
очередь – беречь, хранить, защищать родную Землю, родную природу, свою большую
прекрасную Родину Россию».
- Ребята, а на последок давайте послушаем песню «
Моя Россия» (один куплет).
- Ребята, какие вы молодцы много знаете о нашей
Родине. Я надеюсь, вы будете любить, и оберегать ее.