15.03.2019
Звук и буква П.
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘]
и буквой П.
Коррекционно-образовательные задачи:
1)
закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п‘].
2)
упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3)
упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
4)
закрепить в речи детей понятие «слог»;
5)
совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
6)
совершенствовать навык чтения слогов, слов;
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание,
память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к
занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык
сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение
друг к другу.
Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя
шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для
составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные
семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы
детей).
Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся
в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем
много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и
Пак. Они познакомят нас новым звуком.
II. Знакомство
с новой темой.
Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и
просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети:
Да, поможем!
Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:
В
тёмном уголке живёт,
Тоненькую
нить прядёт.
Он
тайком сюда забрался,
Строить
новый дом собрался. (Паук)
Дети: Это Паук.
Логопед: Следующая загадка:
Холода
их так пугают,
К
тёплым странам улетают.
Петь
не могут, веселиться,
Собрались
все в стайки …. (Птицы)
Дети: Птицы.
Логопед: Продолжаем.
Железные
избушки
Держатся
друг за дружку.
Одна,
с трубой,
Тянет
всех за собой. (Поезд)
Дети: Поезд.
Логопед: Молодцы, и последняя загадка:
Кто
имеет пятачок,
Не
зажатый в кулачок?
На
ногах его копытца,
Из
корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Дети: Поросёнок.
Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста,
какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы
с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика
звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы
сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними
зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук:
согласный или гласный?
Дети:
Это согласный звук.
Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый.
Ребята,
я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак,
Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове
Пик — мягкий.
Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит
гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.
Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий,
глухой.
IV. Выделение звуков
на слух: Игра «Светофор».
Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух,
пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети
поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый –
синий.
Логопед: Молодцы, ребята.
V. Игровое
упражнение «Дополни предложение».
Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово,
чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘].
—
На огороде выросли красные … (помидоры)
—
Мама испекла вкусный … (пирог)
—
Мальчик на почте отправил … (письма)
—
Полина сняла … (пальто).
VI.
Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.
Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с
помощью цветных кружочков.
—
П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
—
Он какой? (Согласный, мягкий)
—
Каким цветом обозначим? (Зеленым)
—
П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
—
Он гласный или согласный? (Гласный)
—
Каким цветом обозначим ? (Красным)
—
Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )
—
Он какой? (Согласный, твердый)
—
Каким цветом обозначим? (Синим).
—
И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
—
Он гласный или согласный? (Гласный)
—
Каким цветом обозначим ? (Красным)
—
Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)
—
Ск. гласных? (2)
-Назовите
их: ([и],[а])
-Ск.
согласных? (2)
—
Назовите их. ([пь, л])
Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы
выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски,
остальные за столами самостоятельно).
Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на
доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и
отдохнуть.
VII. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с
текстом).
VIII. Знакомство
с буквой П.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п‘]
обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на
доске: П).
Букву
П в спортивном зале
Перекладиной
назвали.
Ну-ка,
милый, не ленись,
Подойди
и подтянись!
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит
буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети:
Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети
выкладывают букву).
Логопед:
А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в
Тетради по образцу.
IX. Чтение слогов и слов.
Логопед
выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова:
ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).
X. Итог
занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы
познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘]
и буквой П.
Логопед: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и
Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им
напомним.
Дети:
Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак
— Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим
друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.