24.11.2022
Тема: "Наука вежливости"
Занятие по нравственному воспитанию.
Программное содержание:
Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Оборудование: Сюжетные картины по теме.
Предварительная работа: Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: « Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.
Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми….. Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.
Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.
Воспитатель:Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.
Воспитатель:Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).
Игра: «Приветствие!»
Угадай по голосу, кто тебя приветствует и ответь на приветствие, называя имя.
Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? –ответы детей :Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.
Воспитатель:А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.
Воспитатель:Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.
И робко, и тихо « Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.
А вот ведь какое чудесное слово!
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».
Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!
И представьте – зря от Вити
Ждал я слова……
Воспитатель:Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!
Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: ( Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).
Воспитатель:Давайте разберём ещё одну ситуацию.
Стихотворение : «Поссорились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала-
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала : « Не отдам!»
Воспитатель:Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей:
Один из вариантов: Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
Воспитатель:Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям?
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
Ссора до добра не доводит.
А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей : До завтра. До скорой встречи. Пока.
Рассмотрение картин по теме и их обсуждение.
Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.
ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова)
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
Доброй ночи! - молвит тишина
Каждому сейчас она слышна
Говорит бесшумными словами:
-Спите, я всю ночь останусь с вами.
За что мы говорим "Спасибо".
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Нам желают. - Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброте все люди рады,
И взамен она не требует награды.
Воспитатель:
Доброта живет на свете
Только в добром сердце дети.
Игра: «Догадайся».
Закончи предложение.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).
Воспитатель:От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детейи дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С пой поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.
Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. (фото: фрагмент занятия).Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.
Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, н е ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».
- Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.
Игра: «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.
Игра – превращение : «Медвежата»
Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……….. что? Здравствуй!
Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.
Воспитатель:Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? –ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда.Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей).
Воспитатель:Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения , которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.
Воспитатель:Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.
Воспитатель:Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
Воспитатель:Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек.- какое правило не знал воробышек?
- "Волшебное слово" Валентины Осеевой.
Воспитатель: - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".
Воспитатель:- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).
- Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.
Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
Вспомним пословицы:
1. Человек без друзей, что дерево без корней.
2. Ссора до добра не доводит.
3. Друзья познаются в беде.
4. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
5. Делу - время, потехе - час..
6. Легко сломать, да трудно сделать.
7. Добро творить – себя веселить.
8. Добрые слова дороже богатства
9. Слово лечит и слово калечит
Воспитатель:
Стихотворение «Странные вещи»
Странные вещи со мною случаются:
Я огорчаюсь – все огорчаются!
И огорчённые люди встречаются,
И огорчённо деревья качаются..
Я улыбаюсь – горе кончается!
Всюду весёлые лица встречаются.
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему же так получается?
Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!
Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом.
Развлечение «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Ход развлечения:
(звучит музыка песни «Доброта» И. Лученка.)
Взрослые и дети проходят в зал и садятся на места. Ведущая приветствует собравшихся.
Ведущая: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
(Н. Красильников)
Я желаю, чтобы сегодняшний праздник прошёл в теплой и дружеской атмосфере. А сейчас предлагаю Вам отправиться в путешествие по городу Доброты и Вежливости (стук в дверь – приносят письмо).
Ведущая: Хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?
Сейчас открою конверт…
Что-то не открывается. Наверно, это необычное, а волшебное письмо, и конверт откроется, если мы назовём волшебные слова (Дети называют.)
Ведущая: Дорогие ребята и уважаемые родители! Письмо не только «волшебное», а еще и звуковое (включается запись).
«Дорогие дети и уважаемые взрослые. Я приглашаю вас в путешествие в город Доброты и Вежливости. В этом городе вы научитесь совершать добрые поступки и сможете стать настоящими волшебниками. В этом городе вас ждут чудеса и много интересного. Желаю вам счастливого пути, веселого путешествия. До встречи.
Фея Вежливости».
Ведущая: Вы согласны отправиться в путь? На чем поедем? Хорошо, на поезде!
Звучит музыка «Голубой вагон»
Ведущая: Мы подъезжаем к первой остановке. Её название – «Вежливая»
И вы возьмете свои бинокли, в них вы сможете увидеть всё, что есть в этом сказочном городе. Все ведут себя вежливо: собаки при встрече раскланиваются друг перед другом, даже маленькие воробушки приветливо здороваются с тётями воробьихами. Здесь никто не забывает говорить «до свидания». Просто замечательный город! Давайте сделаем здесь остановку.
Входит Фея.
Фея: Здравствуйте! Давайте знакомиться. Друзья, я Фея Вежливости. А вот мои слова: «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста», «Простите!», «Здоровья вам с утра!». В общении друг с другом слова нам всем нужны: «Простите, вам удобно?», «Ах, будьте так добры!». И в жизни очень важно их часто повторять, чтоб было так приятно их слышать, называть, а грубыми словами людей не обижать. Я рада приветствовать вас в своем волшебном городе. Вы уже смогли убедиться, что здесь
Воробьи не ссорятся
Галки не галдят
Кошки, улыбаясь
На собак глядят.
«Здравствуйте, спасибо» –
Слышно там и тут
Весело и дружно
Все у нас живут!
(В. Столярова)
Ведущая: Дети! В этом сказочном городе все жители любят слушать песни. Предлагаю спеть весёлую песню.
Песня «Если добрый ты…»
- А стихи вы знаете? (дети читают стихи)
Добрые слова не лень
Повторять мне целый день.
Только выйду за ворота –
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет
Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
Доброй ночи! – молвит тишина
Каждому сейчас она слышна
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Нам желают. – Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброте все люди рады,
И взамен она не требует награды.
Ведущая: Доброта живет на свете
Только в добром сердце, дети.
Фея: Сейчас предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
После слов передается мяч и дети называют соседа ласковым словом.
Игра-разминка
«Потерялось словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
(Фея хвалит детей и предлагает всем вернуться на свои места).
Воспитатель: Быть воспитанным человеком не так-то просто. Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Вот послушайте, как это было.
Воспитатель:читает стихотворение З.Бядули «Невежливая вежливость»
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость берусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке,
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок! –
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку…
- Как невежлива девчонка!
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Воспитатель: Как вы думаете, вежлив ли был Петрусь? А как бы вы поступили (суждения детей).
- А вот «Вежливая» лошадь поступила по-другому
инсценирование стихотворения «Вежливая лошадь»
(воспитатель читает, ребенок – инсценирует).
Очень вежливая лошадь
Шла, кивая головой,
Поздоровалась со всеми,
Поздоровалась со мной,
Угостил ее печеньем,
Постояли мы чуть-чуть,
И вздохнула грустно лошадь –
Мол, пора и дальше в путь.
На прощание кивнула –
И понятно все без слов.
Эта лошадь мне сказала:
«До свидания! Будь здоров!
Ведущая: Предлагаю отправиться в путешествие дальше. Дети идут по кругу под муз. «Голубой вагон».Следующая остановка «Добрая»
Вы умеете делать добрые поступки? (Ответы детей, взрослых)
Детям предлагаются ситуации:
- Как бы вы поступили, если увидели плачущего малыша, который потерял свою маму?
- Чтобы вы сделали, если увидели, что взрослый что-то уронил?
- Чтобы вы сделали, когда к вам в гости зашел взрослый человек (мамина знакомая, соседка)? (Ответы детей)
Ведущая: На земле добрых слов и людей не мало. Но есть также зло и обман. От нас зависит, какими нам быть и какой быть нашей жизни!
Старайся людям дать тепло
Участье и заботу
Ведь в жизни важно, ты какой
Совсем неважно кто ты.
«Делая доброе дело, не смущайся, что оно мало».
Предлагаю нам всем сделать небольшое, но нужное дело – повеселить друг друга, чтобы появилась улыбка на лице, а для этого – потанцуем!
Песня - Танец «Дружба крепкая»
Фея: Наша жизнь скучна без сказки
Долог день, как целый год.
Взгляд добрей и ярче краски
Если сказка к нам придет.
Фея: Всем известно, что в сказках существует добро и зло. Давайте вспомним добрых и злых персонажей сказок. Дети будут называть героев сказок, а родители будут записывать отдельно добрых героев и отдельно злых героев сказок. А потом зачитаем и посмотрим, что у нас получилось.
Фея: «Добрые слова не лень повторять мне трижды в день»
Значит, если мы хотим, чтобы добрые и вежливые слова надолго сохранились, мы должны их чаще произносить. Давайте их назовем. (Ответы детей и взрослых)
Слово – могучее оружие. Оно может и ранить и лечить.
Добрый человек всегда придет на помощь, найдет слова ободрения, утешения в трудную минуту. Как это сделать, и что сказать?
Ведущая: Предлагаю вам поиграть в игру «Сердечные слова»
Например:
- Вова уступил дорогу Лене, пропустив её вперед.
- Даниил нечаянно толкнул Никиту, но извинился и помог ему подняться.
- Ваня принес из дома интересную игру и предложил ребятам поиграть.
- Лена съела конфету, а фантик бросила под стол.
- Соня отлично дежурила в столовой.
Ведущая после каждой ситуации задает вопрос:
Скажите, ребята
Из детского сада
Каким надо быть,
А каким быть не надо.
Фея: Вот и закончилось наше замечательное путешествие в городе Доброты и Вежливости:
- О каких вежливых, добрых словах вы узнали в этом волшебном городе?
- Какие бывают слова приветствия-прощания?
- В чем секрет волшебства этих слов?
А сейчас я хочу вам на прощание вручить вот такие веера. Они необычны, т.к. напомнят вам слова приветствия и прощания. Покажите их друзьям, бабушкам и дедушкам, а можете подарить их тем из ваших знакомых, кто забывает говорить вежливые, добрые слова. Всего вам доброго. Хорошего вам вечера! (прощается и уходит)
Ведущая: Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты,
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.