17.03.2023
САМООБРАЗОВАНИЕ
ШЕСТАКОВОЙ
М. В. на
2022 — 2023 уч. г.
Тема: «Развитие
речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Пояснительная записка
Овладение родным
языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в
раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая
основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и
орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность
речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной
эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и
к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал:
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и
личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи
ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его
реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество
и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей
раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок
мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь
присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем
детстве.
Актуальность: проанализировав
исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и
индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный,
так и пассивный словарь, в связи с чем развитие социально - коммуникативных
навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей
работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и
способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в
ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия,
которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив
научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более
продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст
является театрализованная деятельность.
Театр – один из самых
демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная
деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия
на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить
играя.
Она позволяет решить
многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли,
памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных
качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
В процессе
театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй
речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется
артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его
выразительные средства.
Театрализованные игры
всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в
театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным
развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность
позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица
какого-либо персонажа.
Знакомство детей с
различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе
работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает
малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу,
воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя
голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне
пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо
знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом,
театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями
к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:
- разнообразие и содержание
тематики, соответствующей данному возрасту;
- постоянное,
ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы
организации педагогического процесса;
- формирование интереса
к театрализованным играм, постоянное расширение игрового опыта, поощрение и развитие
стремления детей к
театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей
с взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый
малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском
коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять
желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и
попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры
помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь,
память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям
примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к
выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём
привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры
помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель
самообразования воспитателя: повышение
теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах
внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Для достижения цели
поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать
теоретический и практический материал посредством изучения учебной, справочной,
методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и
созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработать перспективный план по данной
теме.
3. Внедрить современные
формы работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей
раннего возраста.
4. Создать в группе центр театрализации с
различными видами театра, по разным сказкам.
5. Организовать работу
с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с
помощью разнообразных методов и приёмов.
План мероприятий, проводимых
в процессе работы над темой:
·
изучение и анализ
программно-методических материалов по исследуемой теме;
·
проведение мастер – класса для
воспитателей
·
консультирование родителей по данной
теме
·
совершенствование предметно-развивающей
среды для применения театрализованной деятельности при речевом развитии детей
раннего возраста;
·
показ театрализованной деятельности для
детей из других групп и родителей.
·
обобщение результатов на заседании
педагогического совета ДОУ;
Предполагаемый
результат:
·
повышение качества собственной
профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности
в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования
театрализованной деятельности;
·
пополнение информационно-методической и
нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
·
приобщение детей к театрализованной
деятельности с раннего детства;
·
обогащение активного и пассивного
словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
·
совершенствование развивающей
предметно-пространственной среды группы;
·
повышение уровня знаний родителей по
теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего
возраста».
Форма
самообразования:
·
индивидуальная – через индивидуальный
план самообразования;
Сроки реализации
плана самообразования: сентябрь 2022г. – май
2023г.
Используемые
источники:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду:
Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. –
М.: Просвещение, 1991.
3. Берёзкин В. И. Искусство оформления
спектакля-М-1986г.
4. Гончарова О.В. и др.
Театральная палитра: Программа художественно - эстетического воспитания. – М.:
ТЦ Сфера,2010.
5. Гришаева Н. П. Современные
технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной
организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в
детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Калинина Г. Давайте
устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н.
Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые
зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь,
2008.
10. Маханёва М.
Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.:
ТЦ «Сфера», 2013